Перейти к основному содержанию

Почему Британии не следует покидать ЕС

Малкольм РИФКИНД — об особенностях психологии островной нации и дестабилизирующей стратегии Путина
19 апреля, 19:10
ФОТО REUTERS

Британия традиционно считалась одной из стран евросообщества, которое поддерживало вступление Украины в ЕС и НАТО. Впрочем, через два с половиной месяца в Соединенном королевстве состоится референдум о членстве страны в ЕС. У многих возникает вопрос, почему британцы хотят отделиться от ЕС, стоит ли за этим островное мышление или другие факторы? С такого вопроса началось блиц-интервью с британским политиком-консерватором Малкольмом РИФКИНДОМ, который на днях принял участие в Киевском безопасностном форуме.

«НА ПРОТЯЖЕНИИ МНОГИХ ВЕКОВ МЫ ПРИВЫКЛИ ПРИНИМАТЬ РЕШЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫМ ПАРЛАМЕНТОМ»

— Единственная важнейшая причина заключается в следующем. Мы счастливая страна. На протяжении многих веков мы привыкли принимать решения национальным парламентом демократично. А если вы являетесь частью организации, тогда вам нужно принимать общие решения, причем не только по вопросам внешней политики, но и относительно вещей, которые происходят в вашей собственной стране. Людям не нравится, когда это делается где-либо. Но я думаю, что вероятный результат референдума — британцы захотят остаться в ЕС. Потому что сам ЕС изменяется, становится больше партнерством наций, а не пытается стать единым государством подобно Америке. И чем больше Европа будет двигаться в этом направлении, тем больше люди в Соединенном Королевстве будут чувствовать себя комфортнее.

Мне говорили некоторые британские эксперты, что главное водораспределение между Британией и континентальной Европой ЕС заключается в том, что в ЕС господствует кодекс Наполеона, а в Британии и США — англосакская модель. Что вы скажете об этом?

— Да, у нас есть исторические отличия. Британия является островом, традиционно у нас тесные отношения из США, и Наполеон никогда не достигал Лондона (смеется). Вы правы, отличия заключаются в этом. Но это история. Я думаю, что большинство людей, скорее, обеспокоены тем, что будет сегодня или завтра. И они признают, что некоторые решения Европа, включая Британию, должна постановлять одним голосом, или говорить одним голосом о вопросе внешней политики, окружающей среды, энергетики, торговли и едином рынке. По своей природе эти вещи имеют международный характер. Но ЕС также стал очень привлеченным к другим вопросам, налогам, которые мы платим, законам, которые регулируют жизнь граждан, длительности рабочего времени и условий труда. В Британии и в некоторых европейских странах спрашивают, почему эти вопросы должны решаться Европой, почему должен быть одинаковый закон для Португалии, Британии, Латвии. В США, например, в штате Калифорния некоторые законы отличаются от законов в Техасе. И это касается США, которые являются единым государством. А ведь такое же должно быть и в Европе.

Так вы считаете идеей фикс — Соединенные Штаты Европы?

— Мы никогда не позволим этого. Если быть честными, то много людей в Европе, а также правительства не желают Соединенных Штатов Европы. Но мы двигаемся в этом направлении. Если у вас есть единая валюта, Британия не входит в зону евро, тогда вам все больше необходимо иметь единую экономическую политику, одну процентную ставку, монетарную политику. И тогда возникает вопрос, возможно, вам нужно единое европейское правительство. А мы, в Британии, не заинтересованы в этом.

«ЕДИНСТВЕННЫЙ, КТО БУДЕТ ДОВОЛЕН ВЫХОДОМ БРИТАНИИ ИЗ ЕС, — ЭТО ПУТИН»

Адекватно ли действовала Европа относительно российской агрессии в Украине?

— Единственный, кто будет доволен выходом Британии из ЕС, — это Путин. Потому что ему не нравится Европа, которая говорит в один голос. Он хотел, чтобы происходила фрагментация Европы. И если Британия как одна из больших стран выйдет из ЕС, то этот шаг понравится Путину. Это вторая причина, почему Британии не следует покидать ЕС.

— Видите ли вы возможность Запада повлиять на Россию, чтобы она изменила поведение по отношению к Украине?

— Я желал и хотел, чтобы Путин понял, что он должен работать с международным сообществом, а не против него. Но очень сложно поверить, что такое случится. И то, что за последние несколько лет он выбрал движение в противоположном направлении аннексией в Крыму, агрессией в Восточной Украине, Грузии, кибератакой на Эстонию — все это часть единой стратегии, которая очень вредна и дестабилизирующая.

Возможно, Путин решил сделать из России незаменимую страну, как в свое время это было при Буше-младшем, когда без США не разрешалась никакая проблема в мире. Но для этого он стал создавать проблемы, чтобы потом помочь их решать. Что думаете об этом?

— Я не всегда соглашался с президентом Бушем. Но он, по крайней мере, пытался делать мир более стабильным, более демократичным, а не наоборот. Я бы не сравнивал Буша с Путиным, ведь экс-президент США был человеком, который стремился сделать мир лучшим. И я не верю, что подобного хочет Путин.

«В УКРАИНЕ НУЖНО ПРОВЕСТИ НАСТОЯЩИЕ ДЕБАТЫ ПО ПОВОДУ ЛУЧШЕЙ БЕЗОПАСНОСТНОЙ МОДЕЛИ»

Британия обычно была благосклоннее к Украине и поддерживала как членство Украины в ЕС, так и в НАТО. А сейчас какая политика Лондона по этому вопросу?

— ЕС и НАТО — это разные организации. Что касается ЕС, то я надеюсь, что Украина станет все больше частью Евросоюза, хотя это займет достаточно времени. А относительно НАТО — ситуация сложнее. Это военный альянс, и понадобится много лет, прежде чем будет достигнуто позитивное для Украины решение. Если вы посмотрите на Европу, то разные страны принимали разные решения относительно вступления НАТО. Например, Швейцария, Швеция, Финляндия, Австрия настолько обеспокоены своей независимостью, что не хотят вступать в Альянс. Они могли, если бы захотели, но решили не делать этого. В Украине нужно провести настоящие дебаты относительно лучшей безопасностной модели. Но это должны решать украинцы, а не россияне.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать