Перейти к основному содержанию

Почему Украина была вынуждена бороться

Если мы не сможем удержать Путина сейчас, то Крым будет только началом серии кризисов и конфликтов
10 июля, 11:40
ФОТО РЕЙТЕР

Контрнаступление украинских военных на юго-востоке Украины неожиданно стало самым эффективным ответом Киева в трехмесячном искусственном мятеже, которым руководит президент России Владимир Путин. Но борьба будет дольше и более рискованной, если Запад и в дальнейшем будет колебаться, применить ли обещанные экономические санкции против Путина, который продолжает войну.

Если война является единственным выбором Украины, чтобы победить повстанцев-террористов на юго-востоке Украины, которыми в основном руководят, которых набирают, и которым поставляют оружие из России, то восстановление Киевом в эти выходные контроля над Славянском и Краматорском будет только началом. Более страшные сценарии вырисовываются в больших городах: Луганске и Донецке, где концентрируются сепаратисты-боевики и наемники.

На фоне болезненной работы Украины по подавлению этого городского мятежа, почему ее западные друзья, в лучшем случае, неоднозначны относительно поддержки? Правительства США и ЕС после того как завершился на прошлой неделе дедлайн не смогли выполнить своих обещаний внедрить санкции против российской экономики, если Путин не остановит эту гибридную войну.

•  Вместо применения этих санкций, немецкие и французские посредники на прошлой неделе повернули направление дипломатического давления Запада, став выкручивать руки не Путину, а украинскому Президенту Петру Порошенко. В телефонных звонках в Киев, они требовали от него продолжить одностороннее перемирие, которое он объявил 20 июня даже при том, что его нарушают и им злоупотребляют поддерживаемые Кремлем сепаратисты.

К счастью, Порошенко отказался. Отозвавшись на преобладающие требования украинской общественности, он возобновил военную кампанию в Украине, чтобы вернуть контроль над границей Украины с Россией и окружить сепаратистов. Захват украинскими войсками Славянска и Краматорска, кажется, состоялось со сведенными до минимума жертвами среди гражданского населения.

Но, поскольку конфликт концентрируется в одном из наиболее густонаселенных регионов Восточной Европы — в сердцевине Донецкой области — нехватка решительности Запада действенно угрожать Путину серьезными санкциями создает риск продолжения военного противостояния, в том числе, гибели и выселения гражданского населения. Российские боевики — и наемники, и армейский российский офицер, который их возглавляет, полковник Игорь Гиркин — переехали в Донецк и пообещали сделать его своей крепостью.

•  Давление Запада на Порошенко с целью дать время и отдых Гиркину и его силам в лучшем случае было непродуманным, учитывая злоупотребление им перемирием Порошенко. В конце июня во время прекращения огня в Украине, российские боевики, оружие и боеприпасы хлынули через российско-украинскую границу на трех пограничных постах, которыми руководили россияне с обеих сторон. Оружие включало танки Т-64, которые числились за российскими базами и передовые системы «Град», которые числятся за российскими подразделениями в Чечне и только в эту весну были зачислены в арсенал российской армии. Пророссийские боевики ополчения убили или ранили, по меньшей мере 90 украинских солдат во время перемирия, которое Путин никогда не призывал их придерживаться. И пророссийские тайные операции продолжались, в частности это касалось разрушения важных газопроводов Украины.

Сообщение независимых масс-медиа, а также данные разведки, собранные западными странами, не оставляют сомнений в том, что российская власть подпитывает этот мятеж. Сепаратистские силы возглавляют публично признанные должностные лица в российской армии и разведке, укомплектованные наемниками из России, получающие заработную плату (по сообщениям, обычная ставка $300/месяц), которых дополняют члены местной банды и «бойцовского клуба», и во всех, в основном, на вооружении российское оружие. Среди всех боевых сил нет местных лидеров, заслуживающих доверия. Об этом сказали местные «князьки» команде Атлантического совета, находившейся в Украине на прошлой неделе.

•  Чиновники ЕС оправдывают задержку во введении санкций, заявляя, что реакция России включала некоторую готовность обсудить дипломатическое решение проблемы — удивительная готовность приравнять сомнительные слова Кремля о мире наперекор его конкретным военным действиям. Это подчеркивает легкость, с которой Путин манипулирует ЕС, включающих в себя членов, которые просто не хотят действовать.

Украинцы понимают серьезные риски в этой борьбе и ограничения собственных сил, выхолощенных и разрушенных, в результате руководства коррумпированного бывшего президента Виктора Януковича. Тем не менее, они также понимают, что продолжение перемирия, которого добиваются Франция и Германия, позволило бы сепаратистам захватить новые территории и маршруты доставки через захваченные ими пограничные пункты.

•  Такая консолидация неминуемо привела бы к созданию прокремлевского протогосударства, значительно более и более опасного, чем те, которые уже имплантированы в Приднестровье или на оккупированных территориях Грузии. Хорошо вооруженный, прилегающий к России сепаратистский регион может стать отправной точкой, из которой Россия и ее наемники дестабилизируют остальную Украину, будут срывать любые реформы, и, в конечном счете, свергнут демократическое правительство в Киеве.

Перспектива болезненных санкций относительно ключевых секторов российской экономики — эффективный сдерживающий фактор планов Путина. Но угроза должна быть достоверной. Путин усвоил формулу: сделать максимум необходимого для дестабилизации Украины, делая минимум необходимого для выполнения встречных требований Запада.

•  В конечном итоге, Путин ведет борьбу не только против Украины, но и против европейской солидарности и преданности США безопасности Европы. Его успех в Украине поставит под сомнение надежность НАТО и слаженность ЕС.

Чтобы защитить свои и наши интересы, украинцы нуждаются в помощи. G7 и ЕС как и обещали должны внедрить санкции, давая понять россиянам, что навязанная Путиным гибридная война навредит его экономике так же, как и обычная война. Соединенные Штаты, Канада, Великобритания и Польша, должны приступить к предоставлению оперативных разведданных и серьезной военной помощи Украине, в том числе, приборов ночного виденья, защищенных радиостанций, противотанковых и противовоздушных вооружений и беспилотных самолетов.

•  В то же время, киевская власть должна сделать больше, чтобы показать украинцам на юго-востоке перспективы лучшего будущего. Порошенко должен работать с местными «князьками», чтобы разработать план восстановления и роста региона при поддержке международных финансовых институтов.

Лучший путь к миру и стабильности это — готовность Украины бороться за свое выживание, опираясь на западные санкции относительно России, которые кусаются, а также существенная помощь. Если мы не сможем удержать Путина сейчас, то Крым будет только началом серии кризисов и конфликтов.

www.atlanticcouncil.org, 7 июля 2014, перевод Мыколы СИРУКА, «День»

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать