Покупка «пушечного мяса»
Поскольку в российские регионы начали поступать гробы из Украины, Путин решил задобрить молчание родных и близких погибших
Владимир Путин на исходе 8 дня войны с Украиной озаботился обнародованием целей этой войны и, наконец, попытался убедить население России в ее необходимости и полезности, по-прежнему называя войну «спецоперацией». А заодно мифологизировал подвиги, будто бы совершенных в Украине солдатами и офицерами той армии, которая сейчас стремится оккупировать всю Украину и лишить страну независимости. Выступая на совещании с постоянными членами Совета Безопасности РФ в Ново-Огарево президент России заявил буквально следующее: «Выполняя поставленные задачи по защите наших людей на Донбассе, по обеспечению безопасности нашей Родины, российские солдаты и офицеры действуют мужественно, как настоящие герои. Наши военнослужащие сражаются стойко, с полным пониманием правоты своего дела. Даже после ранений солдаты и офицеры остаются в строю. Жертвуют собой, своей жизнью, чтобы спасти боевых товарищей и мирных жителей».
Насчет того, что жертвуют собой, чтобы спасти мирных украинских граждан, Путин немного погорячился. К несчастью, весь интернет заполнен видеороликами, наглядно демонстрирующими, как россияне, которые, по словам Путина, будто бы «проявляют действительно массовый героизм», наносят ракетно-бомбовые и артиллерийские удары, во время которых гибнут мирные жители. Как раз в то время, когда Путин произносил свою речь на Совбезе, в результате авиаудара в Чернигове погибли 33 мирных жителя. Вообще, путинская речь очень напоминала пропагандистские сводки Совинформбюро в 1941-1945 годах. Причем все подвиги части и подразделения российской армии, перечисленные Путиным, якобы совершали не в боях с украинской армией, а с некими мифическими «подразделениями националистов». Правда, кого именно он считает в Украине «неонацистами», российский президент не уточнил.
В выступлении Путина уже появился и первый мифологизированный герой-мученик, соединивший в себе Александра Матросова и 28 героев-панфиловцев: «Мною подписан указ о присвоении старшему лейтенанту Нурмагомеду Энгельсовичу Гаджимагомедову звания Героя России – к сожалению, посмертно. В бою он уверенно командовал своими бойцами, как настоящий командир берёг подчинённых. Уже получив тяжёлое ранение, сражался до последнего и подорвал гранатой окруживших его боевиков и себя. Он пошёл на такой шаг, потому что понимал, с кем имеет дело, – с неонацистами, которые издеваются над пленными и зверски их убивают. Я русский человек, и, как говорится, у меня в роду кругом Иваны да Марьи. Но когда я вижу примеры такого героизма, как подвиг молодого парня Нурмагомеда Гаджимагомедова – уроженца Дагестана, лакца по национальности, других наших воинов, мне хочется сказать: я лакец, я дагестанец, я чеченец, ингуш, русский, татарин, еврей, мордвин, осетин… Всех из более чем трёхсот национальных групп и этнических групп России просто невозможно перечислить – думаю, вы меня понимаете, – но я горжусь тем, что я часть этого мира, часть могучего, сильного, многонационального народа России».
Понятно, что все это – чисто патриотические фантазии. Не приучены советские и наследовавшие им российские командиры беречь людей. Не знаю, как именно погиб старший лейтенант Гаджимагомедов, но вряд ли так, как описывает Путин. Если Нурмагомед подорвал гранатой себя и окружавших его врагов, то должно было перепасть и его подчиненным. А вообще это давний миф советской пропаганды – боец или командир, последней гранатой подрывающий себя и окруживших его врагов. Будто бы так, согласно канонической версии, погиб разведчик Николай Кузнецов, подорвавший гранатой себя и окруживших его бойцов УПА (хотя никакими документами это не подтверждается). И каким образом Гаджимагомедов мог сознавать, что он сражается именно с неонацистами, если сам Владимир Владимирович затрудняется определить, кого в Украине следует считать неонацистом.
Вот и президента Франции Эммануэля Макрона в очередном телефонном разговоре Путин безуспешно пытался убедить, что российская армия сражается в Украине с неонацистами (про наркоманов на этот раз говорить не стал). Макрон Путина не понял, и повторил, что рассматривает российское вторжение в Украину как агрессию. И насчет пыток и убийства пленных россиян в Украине – чисто путинские фантазии. Опять де, в интернете полно роликов, где захваченные в плен солдаты и офицеры российской армии, говорят о том, как они попали в плен, а некоторые призывают сослуживцев прекратить войну. Если отдельные пленные и не вполне здоровы, то не из-за пыток, а из-за ранений или контузий, полученных в бою. И еще. Оказывается, Владимир Владимирович своеобразно представляет себе этнический состав населения России и не знает, что дагестанцы – это название всех коренных народов Дагестана, одним из которых и являются лакцы.
Путин повторил свой извечный тезис, которым он оправдывает агрессию против Украины: «…Никогда не откажусь и от своего убеждения, что русские и украинцы – это один народ, даже несмотря на то, что часть жителей Украины запугали, многие оболванены нацистской националистической пропагандой, а кто-то сознательно, конечно, пошёл по пути бандеровцев, других приспешников нацистов, которые в годы Великой Отечественной войны воевали на стороне Гитлера». А дабы свалить вину с больной головы на здоровую, российский президент утверждал, что «националистические и неонацистские формирования – а среди них есть и иностранные наёмники, в том числе и с Ближнего Востока – прикрываются мирными гражданами как живым щитом. Я уже говорил: есть абсолютно объективные данные, фотографии того, как они размещают тяжёлую военную технику в жилых кварталах городов. Вместе действуют именно таким образом, как самые крайние бандиты, и вместо того чтобы выполнить обещания убрать эту технику из жилой застройки, от детских садов, больниц, наоборот, дополнительно перебрасывают туда танки, артиллерию, миномёты». Таким образом Путин пытается оправдать разрушение городов и гибель мирных граждан. Но российская артиллерия и авиация давно уже исчерпала запас высокоточных боеприпасов, и бьет по украинским городам неуправляемыми бомбами и ракетами, а также артиллерийскими снарядами с больших дистанций, что исключает поражение точечных целей в виде танков или орудий. Заодно Путин обвинил «неонацистов» в том, что они препятствуют эвакуации из России иностранных граждан, в том числе студентов из Индии и Китая. Хотя на самом деле именно российские обстрелы и бомбардировки не позволяют эвакуировать иностранцев.
На втором раунде российско-украинских переговоров на польско-белорусской границе, как будто, удалось договориться о создании гуманитарных коридоров для вывода мирного населения. Но без контроля со стороны миротворцев нет никаких гарантий, что Россия выполнит это соглашение. И она же препятствует вводу миротворцев в Украину.
«Неонацисты», к которым Путин, как кажется, относит весь личный состав Вооруженных сил Украины, по его словам, прикрываются мирным населением, и «только фашисты воевали так, столь бесчеловечно относились к мирному населению, когда советские войска сражались с ними, в том числе освобождая территорию Украины». Но мирные жители гибнут от российских бомб, ракет и снарядов, причем удары чаще всего наносятся по тем районам, где нет войск и боевой техники, и направлены на запугивание мирного населения, которое, по мысли путинских стратегов, должно заставить украинских военных прекратить борьбу. Фраза Путина о том, что «наши солдаты и офицеры стремятся не допустить жертв среди мирного населения и, к сожалению, сами несут потери» выглядит форменным издевательством. Сражается же российская армия будто бы «за Россию, за мирную жизнь для граждан Донбасса, за денацификацию и демилитаризацию Украины, чтобы никакая «антироссия», годами создаваемая Западом прямо у наших границ, нам не угрожала, в том числе и ядерным оружием, как это было в последнее время». Каким образом не имеющая ядерного оружия Украина могла угрожать таким оружием России, солдаты и офицеры вряд ли поймут, как вряд ли вдохновит их на бой лозунг борьбы с мифической «антирноссией».
А поскольку в российские регионы начали поступать гробы из Украины, Путин решил купить молчание родных и близких погибших и оставшихся в живых раненых солидными денежными выплатами. Он пообещал: «Наш долг – поддержать семьи наших погибших и раненых боевых товарищей, которые сражались за безопасность Отечества, за наш народ, за народ России. Всем членам семей военнослужащих, погибших в ходе специальной военной операции на Украине, будут перечислены предусмотренные по закону страховое обеспечение и единовременное пособие, это семь миллионов 421 тысяча рублей. Также будет выплачиваться ежемесячная денежная компенсация каждому члену семьи погибшего. Но, кроме того, считаю необходимым установить дополнительную выплату каждой семье погибшего военнослужащего Минобороны, военнослужащих и сотрудников других силовых ведомств, участвующих в операции, в размере пять миллионов рублей». Всем раненым военнослужащим президент России посулил выплатить по 3 млн. рублей, а тем, кто станет инвалидом, - еще 968 тыс. рублей. Сколько же придется платить?
Если брать официальные российские цифры на утро 3 марта, то за примерно 500 убитых и примерно 1600 раненых придется единовременно выплатить, не считая выплат на инвалидов, около 12,6 млрд. рублей. Если взять украинские данные о российских потерях за 7 дней боев – около 9000 только убитых, то за них придется заплатить 111,8 млрд. рублей. Если предположить, что на 9000 убитых приходится не менее 18 000 раненых, то за раненых придется заплатить еще 71,4 млрд. рублей. Опыт подсказывает, что истинная величина российских потерь гораздо ближе к украинским, чем к российским официальным данным. Сколько это будет в долларах или евро, сейчас сказать нельзя, поскольку после введения Западом разрушительных санкций против России определить реальный курс рубля крайне сложно. Но в любом случае 183,2 млрд. рублей выплат только за убитых и раненых за первые 7 дней войны – это сумма астрономическая. Для подавляющего большинства российских семей – это очень большие деньги. В российских регионах зарплата в 10 тыс. рублей в месяц считается довольно неплохой. Поэтому сумма в 12 421 тыс. рублей за 1 погибшего – это гораздо больше, чем большинство из этих бедняг смогли бы заработать за всю оставшуюся жизнь, если бы остались в живых. И этими выплатами покупается молчание матерей и отцов россиян, убитых в Украине, поскольку в случае распространения ими сведений о гибели их детей, им грозят лишением выплат за разглашение «военной тайны». Правда, опыт войн в Чечне, в Донбассе и в Сирии подсказывает, что в дальнейшем Министерство обороны России будет делать все, чтобы под тем или иным предлогом сократить выплаты, особенно, если потери будут особенно велики.
Борис СОКОЛОВ, профессор, Москва
Автор
Борис СоколовSection
День Планеты