Перейти к основному содержанию

Польша «возвращается на свое европейское место»

10 июня, 00:00

По предварительным данным, обнародованным польской Государственной избирательной комиссией вчера утром, явка избирателей составила 58,82 %, за присоединение Польши к ЕС высказалось 77,41 % пришедших голосовать, против, соответственно — 22,59 %. Комиссии к тому времени оставалось обработать еще 45 избирательных протоколов, что вряд ли могло изменить картину. Первый день голосования признан настоящим «кошмаром» — даже в Варшаве голосовать пришло около 30 процентов избирателей. Самая низкая явка была в восточных воеводствах, граничащих с Украиной и Беларусью. Там — наихудшие условия жизни, больше всего безработных и больше всего противников присоединения. Между тем вряд ли даже низкие польские стандарты можно сравнивать с условиями жизни в приграничных областях Украины.

«Мы возвращаемся, возвращаемся в большую семью, европейскую семью», — взволнованно говорил в обращении к полякам президент Квасьневский. По его словам, Польша возвращается на то место, которое и стране, и полякам принадлежит за тысячу лет истории, и за те действия в последние несколько десятков лет, которые изменили и лицо страны, и лицо европейского континента. Квасьневский особенно сердечно поблагодарил Папу Иоанна II и Костел. Действительно, очень трудно переоценить то, что для возвращения Польши в Европу сделали и понтифик, и примас польского Костела, и его священники. И здесь также момент, который вряд ли можно сравнить с украинской реальностью. Поскольку очень сложно себе представить, чтобы руководство самой влиятельной в обществе церкви поддерживало движение государства именно в этом направлении — реальность свидетельствует о несколько иной церковной политике. Сама же церковь, как свидетельствует и польский опыт, и украинский, остается очень важным политическим инструментом, как бы это не опровергалось.

Праздничной риторики хватало и в приветствиях, поступавших польскому руководству. В частности, президент Европейской Комиссии Романо Проди говорил о «поворотном моменте истории». Но ведь действительно, момент польского референдума был критически важным с одной стороны для того, насколько удачно пройдет расширение Европейского — именно Польша в этом процессе должна быть ключевым фактором. С другой стороны, как бы это риторически ни звучало, но проигранный референдум отдалил бы Польшу от доступа к очень многим источникам и возможностям развития страны, которых она сама не имеет.

Поворотный момент, таким образом, заключается в том, что Польша отныне будет учиться «европейскости», будучи составной частью мощной организации, претендующей на значительную роль в мировых процессах. Европейский Союз получает новый для себя опыт интеграции в свои структуры немалой страны, которая не без трудностей смогла подняться до определенного уровня и переступить через интересы, которые вполне могли быть названы «национальными» — речь идет, прежде всего, о «защите внутреннего рынка», «защите национального товаропроизводителя», «поддержке сельского хозяйства» и тому подобное. Уже, кстати, много говорилось о том, что именно процесс интеграции Польши будет знаковым для того, каким образом в дальнейшем будет определяться политика ЕС в отношении Украины. И Польша, кстати, стремится отвечать за «восточную политику ЕС».

Польская пресса не слишком уважительно отнеслась к тому, что после первого критического дня голосования высшее руководство страны не осмелилось выступить с призывом к гражданам прийти и проголосовать, как это сделали президент и премьер-министр соседней Словакии в тот момент, когда низкая явка избирателей на референдум стала угрожать успеху. Однако это уже позади. Поляки во второй раз получили опыт принятия стратегически важных решений на всенародном референдуме — впервые это было шесть лет назад при принятии новой конституции страны. ЕС получил Польшу со всеми ее перспективами и неурядицами (такими, как более 20 процентов безработных). Украинское государство и украинская нация получили опыт того, что и как следовало делать еще десять лет назад ради того, чтобы общество, по крайней мере, верило в светлое европейское будущее и требовало для этого конкретных действий от руководства страны. Сегодня «европейская идея» вряд ли может считаться могущей объединить общество, и это уже серьезный счет к руководству государства. За поляков и за мудрость их рулевых остается только порадоваться.

На следующих выходных за вступление в ЕС будет голосовать Чехия — но там, кажется, все более-менее ясно.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать