Перейти к основному содержанию

Понять Японию

Сегодня созданы все предпосылки для того, чтобы на дороге сотрудничества свет с обеих сторон был зеленый
09 декабря, 18:58

Япония — вторая в мире развитая демократия после США — является надежным партнером Украины. Это третья экономика мира со вторыми после Китая золотовалютными запасами. Япония является одним из лидеров международного инвестирования. Только в 2019 году прямые иностранные инвестиции Японии за границу составили 170 млрд долларов США. В течение периода независимости Япония предоставила Украине около 4 млрд долларов в рамках Официальной помощи развитию и через международные финансовые институты. В 1990-х и 2000-х годах именно Япония стала катализатором мощного экономического развития стран АСЕАН. В то же время в Токио четко понимают сложность региона, в котором доминирует Китай, активно присутствует Россия и сконцентрирован целый ряд глобальных интересов США. Позиционирование Японии в регионе Юго-Восточной и Восточной Азии как «мягкой суперсилы» требует более глубокого понимания приоритетов, мотивов и инструментов японской дипломатии.

Исааку Ньютону принадлежит крылатое выражение: «При изучении наук примеры есть полезнее правил». В случае современной Японии таких примеров можно привести сразу три. Первый — это проблема Северных территорий, которая является центральной для японской дипломатии уже более 70 лет. Напомним, что речь идет об оккупации СССР в 1945 году четырех островов Курильской гряды, которые Япония считает своими. Советская оккупация продолжается Россией после 1991 года. Все эти годы переговоры о возвращении островов Эторофу, Кунашир, Шикотан и Хабомаи шли почти непрерывно. Трудно представить большие усилия, чем те, которые приложил к этому бывший премьер-министр Японии Синдзо Абэ. 27 саммитов и встреч с главой России говорят сами за себя. Были периоды, когда казалось, что в этом вопросе есть прогресс, хотя представить себе Путина, который возвращает «российские» территории их законному владельцу, крайне трудно. Не успел новый глава японского правительства Йосихиде Суга заявить о намерениях продолжить переговоры, как Россия ответила размещением на самом спорном острове Эторофу боевых подразделений модифицированных комплексов С-300. Там уже есть и российские танки (на острове!) и дивизионы «Бук», «Бал» и «Бастион», а также база подводных лодок в дополнение к военному гарнизону на острове Кунашир. Одного взгляда на карту достаточно, чтобы понять провокационный характер этого шага, так как прикрытие этих островов от баллистических ракет и самолетов условного противника можно, во-первых, легко преодолеть, а во-вторых, едва ли не единственным таким «противником» является якобы дружественная России Япония. Зона поражения С-300 заходит далеко на Хоккайдо. Какова же была реакция на эти действия? Правительство Японии выразило России протест, удвоило усилия по проведению учений ВМС Японии совместно с США, Британией и Францией, активизировало модернизацию собственной системы ПРО. Токио никоим образом не ослабляет свою позицию, однако не прибегает ни к агрессивным действиям, ни к оскорбительным заявлениям, хотя в Японии есть политические силы, которые выступают за силовой сценарий. Традиционно все делается только в той мере, в которой нужно, чтобы четко зафиксировать позицию, продемонстрировать готовность к переговорам в конструктивной манере, но при этом не вызвать дополнительную агрессию со стороны непредсказуемой Москвы.

Второй пример касается торговой войны Китая и Австралии, которая разворачивается в течение текущего года после инициирования Австралией расследования в ВОЗ о происхождении коронавируса. И Китай, и Австралия являются крайне важными партнерами Японии, Китай — экономическим, Австралия — и экономическим, и в сфере безопасности. С обеими странами Япония поддерживает режим свободной торговли. В нынешнем конфликте, который по градусу напряжения начинает напоминать конфликты КНР-США и КНР-Канада, казалось бы, Токио мог бы занять публичную позицию в пользу Австралии. Он ее и занимает, только делает это в очень практичной манере — организует визит главы австралийского правительства в Японию и заключает с Канберрой важное соглашение, которое стратегически углубляет военно-техническое и военное сотрудничество между двумя странами. Почти в то же время проходит визит министра иностранных дел КНР в Японию, в ходе которого обсуждается либерализация режима взаимных поездок бизнесменов, чтобы оживить постковидную экономику, но и подчеркивается недопустимость посягательства со стороны КНР на группу островов Сенкаку на юге страны. Опять-таки дипломатия без публичных оскорблений и лишних публичных нареканий, но последовательная и неуступчивая.

Третьим примером является активное лоббирование Японией заключения соглашения о всеобъемлющем и Прогрессивном Транс-Тихоокеанском партнерстве (фактически создание зоны свободной торговли в рамках Транс-Тихоокеанского партнерства после выхода из переговоров США в 2017 году). Япония не критиковала США, хотя отсутствие в этом процессе ключевого партнера едва не погубило результаты многолетних переговоров и открывало потенциальную возможность для усиления роли Китая. Напротив, Синдзо Абэ оказался едва ли не единственным среди лидеров «семерки», кто смог поддерживать с непредсказуемым Трампом хорошие отношения все четыре года его каденции. Соглашение было заключено без США, и оне реально открывает широкие возможности для развития торговли и инвестиций в Транс-Тихоокеанском измерении. Нет сомнения, что Япония продолжит усилия по возвращению США к этому соглашению в диалоге с новоизбранным президентом США Джо Байденом, но происходит это с пониманием всей сложности задач, которые перед ним будут стоять.

В «Голубой книге-2020» японской дипломатии министр иностранных дел Японии Тошимицу Мотеги определил шесть приоритетов внешней политики на ближайшую перспективу: (1) дальнейшее укрепление японско-американского альянса, который является основой внешней политики Японии (2) решение проблем, которые вызывают беспокойство в отношении Северной Кореи (интересная формулировка!) (3) продвижение дипломатии со странами-соседями, такими как Китай, Южная Корея, Россия (4) содействие решению проблем, которые накапливаются на Ближнем Востоке (5) участие в экономической дипломатии, в которой Япония играет ведущую роль с точки зрения установления общих для всех правил и (6) решение глобальных проблем. По всем этим направлениям Япония пытается действовать последовательно, конструктивно, с использованием многосторонних механизмов. При этом традиционные для японской социальной и политической культуры нормы вроде стремления к достижению консенсуса, попытки четко определять правила и процедуры и тщательно следовать им являются одними из ключевых. Крайне интересно наблюдать, как каждое воскресенье утром по Токио ездит мини-бус японских националистов, оснащенный мощными громкоговорителями, и в определенных для этого местах останавливается у посольства России, выкрикивает свои лозунги относительно Северных территорий и едет дальше. Все это под строгим контролем полиции, в сопровождении полицейских машин. Аналогичные протесты происходят у посольства КНР. Все остальное время перед этим посольством стоит очередь из граждан Японии, которые хотят въехать в КНР.

Для Японии характерно осознание ограниченности собственных ресурсов, и это касается как экономических, так и политических взаимоотношений. Необходимость импорта энергоносителей и подавляющего большинства аграрной продукции требует четко продуманной торговой политики с тем, чтобы обеспечивать необходимые объемы экспорта машиностроения, электроники и робототехники для поддержания баланса текущего счета. Кроме того, исторически обусловленные нюансы взаимоотношений с некоторыми из соседей определяют определенную специфику диалога, даже когда кажется, что страны объединяют общие стратегические цели, как в случае Японии и Южной Кореи. Для ведущих японских корпораций, которые, фактически, являются многоотраслевыми холдингами, характерно глобальное присутствие в мире. Так, например, товары, которые они закупают в Украине, часто экспортируются в третьи страны. Так же инфраструктурные проекты, осуществляемые в рамках программ помощи за счет льготных кредитов, выполняются не японскими компаниями, а, например, турецкими подрядчиками, в которых японские компании имеют инвестиции.

Очень показательно «мягкая» сила Японии проявляется в решении проблемы с пандемией коронавируса. Несмотря на панические настроения в мировом масштабе правительство Японии последовательно и взвешенно принимает четко направленные меры по преодолению кризиса. Высокая социальная ответственность населения и привычка к соблюдению санитарных норм дают о себе знать, и показатели заболеваемости в Японии несравненно ниже, чем в других развитых странах. Наряду с мерами, ограничивающими посещение иностранцами Японии, по отношению к целому ряду стран Юго-Восточной и Восточной Азии введены ослабленные нормы, которые все же позволяют осуществлять экономическую активность даже в условиях пандемии.

Украина интересна Японии и как потенциальный потребитель японской продукции, прежде всего автомобилей и электроники, и как важный партнер в регионе Восточной Европы и Причерноморья. Огромный потенциал кроется в аграрном секторе, и уже есть несколько положительных примеров японских инвестиций в эту сферу. То, чего до сих пор не хватало, — это активной кампании по продвижению позитивного имиджа Украины в Японии, пристального внимания ко всем деталям при реализации совместных проектов, соблюдения понятных нашим партнерам норм и правил. В Японии на автодорогах светофоры делают двусторонними, чтобы и те машины, которые едут навстречу, и пешеходы видели, какой свет включен на основной полосе движения. Сегодня созданы все предпосылки для того, чтобы на дороге украинско-японского сотрудничества свет с обеих сторон был зеленый. Стоит этим воспользоваться.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать