Перейти к основному содержанию

После Арафата

Удастся ли Палестине избежать политического вакуума?
10 ноября, 19:57
ВЧЕРА ТАК ЖЕ ПОСТУПАЛА ПРОТИВОРЕЧИВАЯ ИНФОРМАЦИЯ О СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ ЯСИРА АРАФАТА. ОДНИ ИСТОЧНИКИ СООБЩАЮТ О ЕГО СМЕРТИ, ДРУГИЕ — ТОЛЬКО О КРИТИЧЕСКОМ СОСТОЯНИИ / ФОТО РЕЙТЕР

Противоречивая фигура Ясира Арафата настолько отождествляется с самой палестинской политикой, что «ветры перемен», которых так ждут в соседнем Израиле, и прогнозируемая борьба за власть стали темой номер один всей информации по Ближнему Востоку. И хотя окончательной информации о смерти палестинского руководителя нет, многочисленные политики и эксперты уже пытаются спрогнозировать, что произойдет с автономией, не знавшей другого лидера, кроме Ясира Арафата. Для палестинцев его смерть будет означать окончание целой эпохи исторического развития, для израильтян — надежду на прекращение самоубийственных бомбардировок и восстановление мирного процесса на Ближнем Востоке. Сейчас действительно существует шанс, что с появлением на политической арене нового лидера может удасться сдвинуть застарелый палестино-израильский конфликт в сторону мирных договоренностей.

Таинственный Ясир Арафат, который пользуется среди арабского мира таким же ореолом уважения, как легендарный революционер Че Гевара в Латинской Америке, чем-то похож на ловкого канатоходца, который способен пройти над пропастью национальных противоречий, умело используя для равновесия интересы палестинских элит. Надежды на мирное урегулирование в регионе сдерживаются возникновением вакуума власти в Палестинской автономии. Возобновленные мирные переговоры могут локализовать конфликт и согласовать уже на начальном этапе арабские интересы с американской политикой на Ближнем Востоке. Однако ситуация не так проста. Перед тем, как начать подобные переговоры, наследник Арафата должен быть воспринят и утвержден как новый легитимный лидер в самой Палестине и признан в регионе. Не менее важно, как отнесутся к преемнику Ясира Арафата в Израиле и Америке. Если новым палестинским лидером окажется Махмуд Аббас, бывший умеренный премьер-министр, то вполне вероятно, что США поддержат его. В то же время, не исключено, что давление американского руководства на страны- фигуранты мирного процесса со стороны Америки будет значительно большим. Вашингтон попытается вернуться к плану «дорожной карты», призывающему к созданию жизнеспособного палестинского государства рядом с Израилем, которому будет гарантирована безопасность.

Болезнь Арафата совпала во времени с победой Джорджа Буша на президентских выборах. В арабском мире появились надежды на то, что у мирных переговоров есть шанс начаться уже в начале второго срока президентства Буша. Палестинский премьер-министр Ахмед Куреи отметил в письме американскому президенту, что «ваше переизбрание на второй срок создает прекрасную возможность. Теперь наступает время для США для более решительного и активного участия в разрешении конфликта».

Однако нельзя быть уверенным в том, что лидеры вооруженных группировок и исламистских групп подчинятся новому палестинскому руководителю. В случае, если новый лидер будет недостаточно сильным и авторитетным, беспорядков не избежать. Дальнейшая судьба будущего наследника в значительной степени будет зависеть от израильской политики. По мнению палестинских аналитиков, чтобы достичь стабильной ситуации в регионе, Израиль должен остановить военное вторжение на палестинские территории и убийства палестинских бойцов, и ослабить оккупационный режим на Западном берегу и в Секторе Газа. Но пойдет ли на это Израиль?

На сегодня в Палестине есть две видных политических фигуры, которые бы смогли взять на себя полномочия Арафата. Это — Махмуд Аббас, бывший премьер- министр и генеральный секретарь исполнительного комитета «Организации освобождения Палестины», и нынешний премьер-министр Ахмед Куреи. Если кто-то из них станет палестинским лидером, то это отнюдь не будет означать проведение более гибкой политики чем та, которую проводил Ясир Арафат. Между тем для достижения быстрого и реального мира на Ближнем Востоке необходимо пойти на определенные компромиссы.

Очевидно, что дальнейшее развитие событий в Палестинской автономии не может не волновать израильское руководство. По информации газеты The Jerusalem Post, израильские вооруженные силы «были приведены в состояние полной готовности». Израильские генералы считают, что сам факт возможной смерти Арафата диктует приведение армии в состояние усиленной готовности, в соответствии с планом развертывания сил в условиях возникновения непредсказуемых обстоятельств.

Большинство палестинцев заинтересованы, чтобы «политический вакуум» после Арафата, который десятилетиями ревностно охранял свою власть от посягательств возможных конкурентов, не привел к серьезному внутреннему конфликту. Однако можно вспомнить, как после смерти каждого из старых арабских лидеров предсказывали сценарии «судного дня». Для Иордании — после короля Хусейна, для Марокко — после короля Хассана, для Сирии — после президента Хафеза аль-Асада. Однако ничего особенного не случилось, и нужно надеяться, что и в Палестине правопреемственность власти произойдет мирным и бескровным путем.

Очевидно, что без Ясира Арафата у Ближнего Востока есть шанс измениться. Сложный и противоречивый политический персонаж, глубоко одинокий и подчеркнуто независимый, он в течение десятилетий самодержавно определял политическую деятельность палестинцев, держа Ближний Восток в состоянии войны. Вынужденный долго находиться в изгнании, Арафат был человеком сцены намного больше, чем другие политики, одновременно будучи человеком тени. Как бы ни хотелось этого израильтянам, но им не удастся стереть из памяти палестинцев образ Арафата-праведника, перед ореолом мученичества которого в Рамалле померкнут его самодержавные методы руководства, семейная система удержания власти, коррупция в высших эшелонах власти и репрессии против политических противников.

Перед завтрашним руководством Палестины стоит очень сложная дилемма, как находясь в «поле давления», созданном авторитетом умершего «патриарха палестинской политики», выбраться из террористического тупика, подчиниться требованиям прозрачности власти. Воспитанный «культурой подполья», Арафат не был по своей сути демократом. Но никто не подозревает «человека в куфии», лидера, который общеизвестен в аскетизме, в личном обогащении. Арафат непритязателен в одежде и еде, но деньги стали для него, в первую очередь, инструментом власти. Он — не Али-Баба, однако его окружение очень похоже на «сорок разбойников».

В свое время администрация Буша, прекратив связи с Ясиром Арафатом, надеялась, что созданная новая должность премьер-министра даст возможность в отсутствие Арафата вернуться к палестинско-израильскому мирному процессу. Этого не произошло. Американцам и израильтянам будет сложно найти среди палестинских новых лидеров такого политического партнера, который бы по примеру Ясира Арафата пользовался значительной поддержкой и авторитетом большинства палестинцев. Несмотря на все противоречия многолетней деятельности Ясира Арафата, нельзя не признать, что он пытался отстаивать палестинские интересы, несмотря на американское и часто даже арабское давление. Задачей преемника, назначению которого должны предшествовать свободные выборы, которые бы подтвердили законность его права руководить и представлять палестинский народ, станет провозглашение независимого палестинского государства, чего не смог или не захотел реализовать сам Ясир Арафат...

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать