Перейти к основному содержанию

Последний промах Буша

21 марта, 19:58

Администрация Буша в очередной раз допускает крупный политический промах на Ближнем Востоке, активно поддерживая израильское правительство в его непризнании палестинского коалиционного правительства с участием ХАМАСа. Это препятствует всякому продвижению в направлении мира в тот момент, когда прогресс по палестинской проблеме мог бы помочь предотвратить насилие на остальном Ближнем Востоке.

США и Израиль хотят иметь дело только с президентом Палестинской администрации, Махмудом Аббасом. Они надеятся, что в результате новых выборов ХАМАС утратит имеющееся у него сейчас большинство в Палестинском законодательном совете. Это безнадежная стратегия, поскольку ХАМАС будет бойкотировать досрочные выборы, и даже если их результат приведет к исключению представителей ХАМАСа из правительства, никакое мирное соглашение не устоит без поддержки ХАМАСа.

Между тем, Саудовская Аравия следует иным путем. На февральском саммите в Мекке между Аббасом и лидером ХАМАСа Халедом Машаалом, саудовское правительство выработало соглашение между ХАМАСом и Фатхом, которые ожесточенно конфликтовали друг с другом, с целью формирования правительства национального единства. Согласно достигнутой в Мекке договоренности, ХАМАС согласился уважать международные резолюции и соглашения (с Израилем), подписанные Организацией освобождения Палестины, в том числе и заключенные в Осло. Саудовская Аравия рассматривает эти соглашения как прелюдию к предложению мирного договора с Израилем, гарантами которого выступали бы Саудовская Аравия и другие арабские страны. Но никакой прогресс невозможен, пока администрация Буша и израильское правительство, возглавляемое Ехудом Ольмертом, упорно отказываются признать коалиционное правительство с участием ХАМАСа.

Многие причины нынешнего тупика исходят из решения премьер-министра Израиля Ариэля Шарона в одностороннем порядке вывести войска из сектора Газа, не проводя переговоров с Палестинской администрацией, тогда контролировавшейся Фатхом. Это привело к усилению ХАМАСа и способствовало его победе на выборах. Затем Израиль, при сильной поддержке США, отказался признать демократически избранное правительство ХАМАСа и задержал выплату миллионных сумм, собранных от его имени израильтянами в виде налогов. Это вызвало экономические трудности и подорвало работоспособность правительства. Но это не уменьшило поддержки ХАМАСа среди палестинцев, к тому же укрепило позиции исламских и иных экстремистов, выступающих против переговоров с Израилем. Ситуация ухудшилась настолько, что в Палестине не стало власти, с которой бы Израиль мог вести переговоры.

Это большая ошибка, потому что ХАМАС неоднороден. Его внутренняя структура мало известна тем, кто не принадлежит к нему, но, по некоторым сообщениям, в нем есть военное крыло, в основном руководимое из Дамаска и преданное своим сирийским и иранским спонсорам; и политическое крыло, более чуткое к нуждам избравшего его палестинского населения. Если бы Израиль признал результаты выборов, это могло бы укрепить более умеренное политическое крыло. К сожалению, идеология войны с терроризмом не позволяет проводить такие тонкие различия. Тем не менее, последующие события дали некоторые основания полагать, что внутри Хамаса существуют различные тенденции.

Стоило только ХАМАСу согласиться войти в правительство национального единства, как военное крыло организовало похищение израильского солдата, что спровоцировало Израиль на мощный военный удар в ответ и воспрепятствовало формированию этого правительства. Затем Хизбалла использовала возможность организовать нападение с территории Ливана, похитив еще несколько израильских солдат. Несмотря на непропорционально сильную реакцию со стороны Израиля, Хизбалла смогла удержать свои позиции, приобретя симпатии арабского населения: как шиитов, так и суннитов. Именно эта опасная ситуация — в том числе падение правительства в Палестине и столкновения между Фатхом и ХАМАСом — побудила Саудовскую Аравию выступить со своей инициативой.

Защитники ныне действующей политики утверждают, что Израиль не может позволить себе вести переговоры с позиции слабости. Но позиция Израиля вряд ли укрепится, пока он следует нынешнему курсу. Военная эскалация — не просто око за око, а примерно десять жизней палестинцев за одну жизнь израильтянина — достигла предела. После удара сил обороны Израиля по дорогам, аэропорту и другой инфраструктуре Ливана, впору задаться вопросом, что же станет для израильской армии следующим шагом. Иран представляет собой более сильную угрозу для Израиля, чем ХАМАС или Хизбалла, так как обе эти организации находятся у Ирана на содержании. Возрастает опасность регионального конфликта, в котором Израиль и США вполне могут оказаться проигравшими. Принимая во внимание способность Хизбаллы противостоять израильскому натиску и возможное превращение Ирана в ядерную державу, существование Израиля сейчас находится в большей опасности, чем когда-либо с момента основания страны.

Создается впечатление, что как Израиль, так и США упорно не желают вести переговоры с Палестинской администрацией, в состав которой входит ХАМАС. Камнем преткновения является нежелание ХАМАСа признать существование Израиля, но это можно было бы сделать условием для достижения соглашения, а не выдвигать в качестве предварительного требования к переговорам. Одной лишь демонстрации военного превосходства в качестве политики недостаточно для решения палестинской проблемы. Сейчас, когда благодаря Саудовской Аравии ХАМАС начал сотрудничать, шанс появился. Было бы трагедией упустить его только из-за того, что администрация Буша увязла в идеологии Войны с Терроризмом.

Джордж СОРОС — председатель правления Фонда Сороса и председатель правления института «Открытое общество». Полная версия этой статьи издается в журнале «New York Review of Books».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать