Перейти к основному содержанию

Поствыборная дипломатия

24 ноября, 19:48

Украинская дипломатическая служба распространила несколько заявлений, которые можно было признать даже противоречивыми. На первый взгляд. Как говорится во вчерашнем заявлении МИД, «до момента официального утверждения итогов президентских выборов Центральной избирательной комиссией Украины легитимным главой украинского государства остается законно избранный Президент Леонид Кучма», а также «на сегодняшний день не существует каких-либо конституционных оснований для пересмотра этой ситуации до момента передачи действующим Президентом своих полномочий новоизбранному главе государства в соответствии с Конституцией». Но в то же время сначала с обращением выступили сотрудники посольства Украины в США. Потом представитель министерства иностранных дел Маркиян Лубкивский — уже от имени дипломатического корпуса Украины — обнародовал заявление. В нем, в частности, говорилось: «Мы не можем молча наблюдать за ситуацией, которая способна поставить под сомнение демократическое развитие Украины... наконец, привести к международной изоляции государства». Главное же послание дипломатов — «государство должен возглавить лидер, который имеет настоящий мандат доверия украинского народа и чей личный моральный авторитет будет определяющим для укрепления авторитета и роли Украины в мире». Дипломаты также в заявлении указывали, что они продолжают «действовать по совести». Во время обнародования заявления его подписали около 150 украинских дипломатов. Вчера же, как стало известно из дипломатических источников, число подписантов перевалило за 250, среди которых и представители высшего звена дипломатической службы. Быть вместе с народом призвал украинский посол в Канаде Александр Мищенко.

Министр иностранных дел Константин Грищенко выступил с заявлением, в котором указывалось, что в то время, когда окончательные результаты подсчета голосов ЦИК еще не объявлены, «Президентом Украины Леонидом Кучмой делаются шаги с целью нормализации политической ситуации в стране, избежания раскола общества и дальнейшего обострения ситуации». Министр призывал дипломатов, «уважая политические взгляды и предпочтения каждого гражданина Украины», «продолжать в этих условиях свою самоотверженную деятельность на дипломатической службе, а собственные политические предпочтения и свою политическую активность вынести за пределы министерства».

Те, кто знает министра Грищенко, утверждают, что сам он с пониманием отнесся к заявлению, с которым выступили его подчиненные. Одновременно дипломаты указывают, что министр действует в довольно узких рамках, обусловленных его статусом, прежде всего административным.

Известно, что в прошлом году, когда министр Грищенко вынуждено выступил с заявлением в адрес Парламентской ассамблеи Совета Европы (речь шла о «вмешательстве во внутренние дела Украины»), главные дипломаты довольно долго дискутировали, стоит ли на это соглашаться, стоит ли министру идти в отставку (к чему призывал и призывает, кстати, экс-советник президента Леонида Кравчука, экс- посол Украины в Соединенных Штатах и Румынии Антон Бутейко). Представляется, что компромисс был оправдан. Ведь ситуация тогда угрожала, в лучшем случае, расколом среди дипломатического корпуса, специалистам которого, между прочим, удавалось иногда сделать то, что заранее оценивалось как невозможное. Украина могла бы потерять возможность для поддержания диалога с окружающим миром — в подобной ситуации оказалась Беларусь, внешняя политика которой является сейчас скорее формальностью. Другое дело — что внешняя политика страны в последние несколько лет была заложницей ситуации, созданной совсем не дипломатами. Они же практически не имели в своем распоряжении реальных средств влияния на ситуацию (в частности, сползание Украины в состояние самоизоляции и практически добровольную потерю возможности сохранения даже того не слишком высокого уровня отношений с США и странами ЕС, который существовал до 2000-го года). Дипломатия была отстранена от принятия решений по ЕЭП и участию в операции в Ираке, — и это только наиболее известные моменты. Сами дипломаты указывают, что они действительно при любых обстоятельствах будут защищать интересы государства — но им далеко не безразлично, будет ли легитимным его лицо. Для дипломатии слова о европейской и евроатлантической интеграции страны — не просто слова, так же как и мечта о достойных позициях государства на международной арене. Во всяком случае, украинская дипломатия в который раз проявила достоинство.

ЦИТАТА «Дня»

«Мы не можем ни признать, ни опровергнуть результаты выборов в Украине, так как они официально не обнародованы. Рекомендуем и всем следовать нашему примеру. Все должно оставаться в правовом поле... Украина — крупное европейское государство с развитой правовой системой. Ее не нужно учить, она сама может научить... Я действительно поздравил одного из участников президентской гонки в Украине по результатам экзит- полов. Окончательное же решение может быть принято ЦИКом Украины».

Владимир ПУТИН, президент России,
23 ноября 2004 г., РИА Новости

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать