Перейти к основному содержанию

Правда о разделении бремени НАТО

18 июня, 19:50
ФОТО РЕЙТЕР

Обсуждая Афганистан, многие газеты продолжают высказывать предположения, что некоторые европейские союзники НАТО недостаточно эффективно действуют в Афганистане и либо не способны, либо не желают приложить к этому больше усилий. При этом союзники могут чувствовать, что их усилия недооценены. Что же представляет собой честное и объективное разделение бремени?

Прежде всего, споры о разделении бремени не должны сводиться только к сегодняшнему количеству вооруженных контингентов в Афганистане, так как какую бы важную роль эти контингенты не играли, они лишь частично отражают положение вещей. Позвольте мне расширить спорный вопрос и предложить более полную перспективу, соединив три взаимосвязанных элемента: трансформация обороны, операции и более широкий контекст усилий международного сообщества.

Трансформация обороны является ключевым аспектом в разделении бремени. Золотым правилом внутри альянса является то, что большая часть сил и способностей НАТО принадлежат отдельным нациям — система раннего обнаружения и наведения (АВАКС) альянса — это лишь редкое исключение. Поскольку я не жду, что нации откажутся от этого принципа, НАТО будет продолжать зависеть от индивидуальных союзников и их желания сделать свой вклад.

В отличие от широко распространенного мнения, национальные арсеналы не обладают всей разновидностью сил и возможностей, которые нужны НАТО. Большая часть вооруженных сил союзников НАТО все еще более приспособлена к статической территориальной обороне, а не экспедиционному виду проведения операций, что нужно в Афганистане. В случаях, когда в национальном арсенале действительно есть подходящий вид войск, для операций под руководством ООН, ЕС или специальных коалиций эти структуры предъявляют к ним дополнительные требования.

Развитие необходимых экспедиционных возможностей является основной чертой процесса трансформации НАТО. Тем не менее за одну ночь невозможно трансформировать территориальные силы в экспедиционные, и часто затраты на трансформацию должны конкурировать с затратами по размещению сил для проведения операций. Перед многими союзниками стоит дилемма между тратой денег на проведение операций или инвестированием в программы по приобретению нового вооружения.

Кроме того, многие союзники выходят за рамки 2-процентного уровня ВВП, отведенного для их военного бюджета, что только обостряет дилемму, а также увеличивает разрыв в возможностях с теми союзниками, которые инвестируют мобильные силы быстрого реагирования. Однако пока нет замены установленным военным бюджетам, мы бы могли лучше использовать текущие расходы, особенно посредством более разумного подхода к приобретениям на военные нужды.

К сожалению, несмотря на усилия НАТО и ЕС, военный сектор Европы остается фрагментированным, что приводит к дублированию, бесполезной конкуренции слишком многих соперничающих систем, а также значительной разнице в возможностях или несовместимости. В Афганистане, например, национальные системы по определению дружественных сил, которые играют жизненно важную роль в предотвращении случайных атак на свои же собственные силы или силы союзников, не совместимы между собой. Следовательно, пришлось потратить дополнительное время и деньги на приобретение таких средств.

В Европе многие национальные бюджеты больше не могут позволить себе содержать как полноценные национальные силы, так и национальную оборонную промышленность. Только более разумное многонациональное и трансатлантическое сотрудничество сможет дать нам силы, которые будут способны отвечать на сегодняшние угрозы безопасности.

В альянсе, основанном на принципе «все за одного и один за всех», жизненно необходимо, чтобы все страны делали честный вклад в проведение операций. Таким образом, НАТО разработал механизм распределения бремени для оценки вклада участников в численном составе для проведения наиболее важных операций по отношению к их валовому национальному доходу.

Подобная арифметика позволяет дать некоторые представления о распределении бремени, однако она также показала, что распределение бремени нельзя представить полностью только в виде графиков и таблиц. Как определить справедливый вклад станы с 50 миллионным населением по отношению к стране только с четырьмя миллионами? Как можно определить вклад легкой пехоты по отношению к снабжению такими важными сопроводительными средствами, как вертолеты или самолеты-дозаправщики? На какой период можно делать расчеты?

Общее финансирование, когда все члены будут делать свои взносы в соответствии с ВВП, — это только один из инструментов, который можно использовать для более объективного распределения бремени. Как правило, НАТО применял политику «затраты ложатся на плечи того, на кого они упадут»: каждый член нес все затраты по обеспечению своего участия в операции, проводимой альянсом. За несколько последних лет политика обеспечения НАТО была модернизирована таким образом, чтобы общее финансирование использовалось в качестве стимула по снабжению определенными сопроводительными средствами на локальном уровне, такими как медицинское оборудование, аэродромные службы и запасы или разведка.

Распределение бремени — это очень тонкий вопрос, как для НАТО, так и для международного сообщества. Если отступить назад и посмотреть с более широкой перспективы, то становиться очевидным, что это не только вопрос обладания нужными возможностями, но также вопрос обладания деньгами и политической волей для их применения.

Никакая одноразовая мера не может решить вопрос распределения бремени. Однако ряд инициатив, которые сегодня проводит НАТО, могут помочь: усилия по трансформации, направленные на увеличение контингента мобильных сил быстрого реагирования; более широкое применение многонациональных инициатив; большая степень использования общего финансирования для помощи в накоплении живой силы и вооружений; а также всесторонний подход в более объективном распределении бремени среди всего международного сообщества.

Альянс наподобие НАТО, в отличие от многих «добровольных коалиций», обладает структурами для проведения политических консультаций, проверенными механизмами планирования, эффективным управлением и контролем, а также легитимностью, которая способствует тому, чтобы все страны-участницы делали свой вклад в операции. Солидарность альянса — это не только лозунг. Выполнение своих обязательств в отношении других союзников, от которых в конечном счете зависит собственная безопасность, — это мощный стимул объективного распределения бремени. Возможно, что абсолютно справедливое распределение бремени невозможно, однако организация по обеспечению безопасности, такая как НАТО, несомненно, позволяет нам приблизиться к этому ближе.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать