Перейти к основному содержанию

Праздник урожая окончился...

23 сентября, 00:00

«Весь народ участвовал в уборке урожая. Я горжусь тем, что большинство белорусов не привыкли и не будут жить подачками с чужого стола... За свой героический труд они действительно заслуживают всенародного чествования», — сказал прибывший на праздник президент Беларуси Александр Лукашенко, в то время как горожане в отдалении за железной изгородью тянули шеи, пытаясь его разглядеть.

Лукашенко, считающийся народным президентом из-за своего крестьянского детства, а позже руководства совхозом, лично вручал награды механизаторам-победителям всебелорусского соревнования, которые за несколько часов до его прибытия уже стояли на главной площади с алыми лентами через плечо. Одним — ключи от дома, другим — от автомобиля, некоторым — просто грамоты. Белорусское телевидение почти трое суток вело отсюда трансляцию, а выступление президента шло в прямом эфире.

Старинный 20-тысячный городок Несвиж (в 130 километрах от Минска на юго-запад) неузнаваемо преобразился, словно надев карнавальный наряд. Съехавшаяся сюда многочисленная столичная руководящая элита с удовольствием под бубны и балалайки уплетала шашлыки и цыплят (по ценам более низким, чем в Минске) и пробовала водку «Дажинки», специально выпущенную к празднику. Город символизировал изобилие на фоне введенного президентом уголовного наказания за превышение норм отпуска товаров в одни руки — страна опасается дефицита.

Местные жители, более скромно одетые по сравнению со столичными, напряженно переходили от палатки к палатке в поисках дешевой зимней одежды, охотно покупая грубые теплые перчатки, куртки, ботинки опять же местного производства, порой выстраиваясь в очереди там, где товар обходился немного дешевле. Большинство не прервало свой шопинг, даже когда по городу торжественно прошел президент Лукашенко — магазины в провинции давно пусты, все ожидают роста цен из-за падения белорусского рубля.

В возникшем на три дня, будто в сказке, роскошном по белорусским меркам пивном ресторане-шатре среди праздных горожан удалось разыскать двух парней-механизаторов — они убежали из колхоза, в котором, как и в остальных хозяйствах страны, без выходных продолжается уборка яровых и сев озимых.

«Колхозников на этом празднике не найдете, все работают. И нам невесело — в понедельник разберут эти стены, увезут музыкантов. И никто не думает о завтрашнем дне: как жить дальше, если урожая в этом году нет?» — размышлял двадцатишестилетний Михаил, запивая пивом водку «Дажинки».

Вместе с другом Геннадием, сидящим рядом за столиком, они по 16 часов в сутки работали в уборочную страду, но заработали по 5 миллионов белорусских рублей (около 50 долларов), которые, как и зарплату за июль, еще не получили. В их колхозе урожай зерновых составил 15 центнеров с гектара при средних по стране 23 центнерах и планируемых весной 30 центнерах.

«Когда дадут деньги за уборочную, куплю ботинки к зиме, все остальное будет не по карману — доллар растет. Государство забирает наш урожай бесплатно, а цены на товары поднимает. Крестьян не уважают, мы крепостные», — добавил Геннадий.

В соседнем с карнавальным Несвижем колхозе «Память Ленина» в это время кипела работа — большинство людей выбирали из сырой земли картошку, мелкую и загнивающую из-за дождей. Старики не помнят такого плохого урожая, что подтверждает и Минстат. И здесь люди говорили о беспросветной жизни, о нищенских заработках, о произволе начальников.

Отличный урожай удалось найти только на личном участке 75-летнего Геннадия Федоровича. Пока райцентр гулял, он с семьей, опираясь на палку, выкапывал и загружал в мешки «второй хлеб» со своего приусадебного участка.

«Я сорок шесть лет проработал механизатором, из них половину бесплатно, за «трудодень». Представляли к ордену, а дали медаль — беспартийный и коммунистов-дармоедов не любил никогда. Нигде не найдете правды и справедливости. В одном она — в своей земле, если ты ее хозяин», — говорит старик, поправляя оборванный пиджак.

Сельские старушки-пенсионерки традиционно благодарны Лукашенко — небольшие пенсии в стране выплачиваются регулярно. Но крестьянская молодежь, недовольная фиксированными низкими ценами на сельхозпродукцию, все более задумывается о фермерстве, однако не имеет денег на закупку техники в собственность.

«Почему мы не можем разрушить колхозы и совхозы? Это центральные государственные политические структуры на селе. Без них государство вряд ли сможет проводить свою политику, они являются опорой государства», — ранее сказал Лукашенко в Гомеле, разъясняя непонимающему народу свою политику.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать