ПРЕCС-КЛУБ «Дня»

Эрик Тинтруп, референт по вопросам прессы Посольства Германии в Украине, родился в 1964 году в Мюнхене, Бавария. В 1990 году закончил Мюнхенский университет по специальности журналист. С 1991 по 1994 годы работал в отделе экономики министерства иностранных дел Германии. С 1994 по 1997 годы был референтом по вопросам прессы и культуры в немецком посольстве на Филиппинах. На дипломатической службе в Украине находится с 1997 года.
АНКЕТА «ДНЯ»
1. Чем, на ваш взгляд, отличаются представления о свободе прессы в Германии и в Украине?
2. Зафиксированы ли в Германии случаи убийств журналистов? И вообще, чувствует ли себя немецкий журналист защищенным?
3. Перед назначением в Украину вы работали в посольстве Германии на Филиппинах. Следовательно, имеете возможность сравнить работу украинских и филиппинских масс-медиа. Кто у кого может поучиться?
4. Пресса какой западной страны нравится вам больше всего? Что бы вы посоветовали позаимствовать у нее украинским газетам?
5. Какие из украинских газет вы читаете ежедневно? Почему именно эти?
6. С чем, кроме Чернобыля и киевского «Динамо», ассоциируется Украина у рядового немецкого гражданина?
7. Какими украинскими источниками информации пользуются в МИД Германии?
8. По вашему мнению, возможен ли в будущем выход в эфир украинской службы «Немецкой волны»?
9. Какого вы мнения о профессиональном уровне украинской журналистики и какой совет вы хотели бы дать своим украинским коллегам?
10. Сентябрьские выборы прошлого года дали Германии нового канцлера, в октябре этого года Украина будет выбирать нового президента. Чем отличается использование средств массовой информации в предвыборных кампаниях в Германии и Украине?
ОТВЕТЫ:
1. В Германии свобода прессы и слова прочно закреплена в конституции и полностью признается обществом как достояние, заслуживающее защиты. Только свободная пресса может отвечать важной контролирующей функции средств информации. Разоблачение скандалов и критика недостатков помогают свободному обществу осуществлять дальнейшее развитие. Поэтому такие критические журналы, как «Шпигель», у нас очень уважаются и каждому журналисту позволяется в некоторых, довольно широких границах, писать обо всем, в чем он убежден. Но существует понимание того, что со свободой нужно вести себя осторожно. Серьезные журналисты в Германии знают, что их относительно большая власть зависит также от того, достойны ли они доверия. Поэтому при возможности они пишут только о том, по поводу чего провели глубокие исследования.
Ситуация в Украине сложнее. Свобода прессы не имеет традиций. Журналисты не свободны уже только потому, что не получают соответствующей оплаты и находятся в определенной зависимости. В то же время некоторые делают ошибку, когда свою незначительную свободу используют для несерьезных статей и становятся инструментом политических и личных разборок. Это имеет мало общего со свободой прессы.
Эта проблема является проблемой украинских политиков: многие из них говорят о свободе прессы, но ничего не делают для ее развития. Большинство политиков еще не осознало важность для украинского общества хорошо образованных и уверенных в себе журналистов. На Западе политики особым образом уважают журналистов; в Украине считается, что пресса не является важной и скорее обременительной. А запреты или бессмысленные придирки (как налоговые проверки) на Западе почти невозможны.
2. Везде в мире бывают случаи, когда на журналистов оказывается давление. Насколько мне известно, убийства журналистов в Германии из-за критических статей зафиксированы не были, хотя ясно, что критическая журналистика во всем мире имеет врагов, которые часто не гнушаются грубых приемов. Журналисты в Германии хорошо защище ны. Законодательство о прессе гарантирует им высокую степень свободы и правовой безопасности. Газеты — крупные прибыльные предприятия с большими правовыми отделами. Отдельный журналист не должен быть ответственен, поскольку каждое средство информации назначает ответственных редакторов, в основном, главных редакторов. В социальной области многие журналисты защищены также при помощи страхования. Помимо этого существуют два больших профсоюза журналистов, которые интенсивно представляют интересы своих членов.
3. Филиппинская журналистика очень ориентирована на традиции США. Отрицательный момент при этом тот, что журналисты очень тщеславны и часто пишут самовлюбленно, растянуто и поверхностно. У украинских журналистов они могли бы поучиться серьезности. Украинские журналисты более образованы и стремятся к основательности. Однако образцом является уверенность филиппинских журналистов в себе. Многие из них — звезды, желаемые собеседники, они советуют важнейшим политикам, их комментарии весомы и могут повлиять на ход событий. Этот уверенный в себе, критический подход неплохо подошел бы украинским журналистам. Украина должна понять, что журналистика может и должна многое менять.
4. На Западе существует множество очень хороших традиций. Без лишней скромности должен сказать, что я действительно доволен немецкой прессой, которая зачастую несколько более глубокая, чем в некоторых других странах. Но везде есть такие выдающиеся издания, газеты, как «Ле Монд» во Франции, «Эль Паис» в Испании или «Гардиан» и «Индепендент» в Англии. Украинским средствам информации часто не хватает четкой структуризации. Одно предложение: 1-я страница: важные новости политики, 2-я страница: внутренняя политика, 3-я страница: внешняя политика, 4-я страница: мнения и комментарии, 5-я страница: анализы, а начиная с 6-й страницы: культура, спорт, и только после этого сенсационные и криминальные истории. Газета «Факты» четко структурирована. В ней на второй странице сверху всегда помещена фотография Президента, а на первой всегда несущественная история с фотографией. Средствам информации недостает умных и четких комментариев. Они должны работать актуальнее, как информационные агентства. Многие сообщения появляются через несколько дней после событий. Часто в киосках можно купить только устаревшие газеты. Это противоречит сути ежедневной газеты.
Очень много «журналистики заявлений». Если задуматься, что в этой стране есть большие газеты, занимающиеся почти только тем, что перепечатывают заявления правительства или речи, то следует сказать: это не имеет ничего общего с журналистикой. Телеканалы также, к сожалению, имеют мало информационных программ. Специальные программы на актуальные темы отсутствуют вовсе.
5. Насколько могу, читаю прежде всего три газеты. «День», поскольку она ближе всех к идеалу разнообразной ежедневной газеты с комментариями, анализом и сообщениями по всем отраслям. Это лучшая украинская ежедневная газета, и я охотно читаю политические комментарии Виктора Замятина, анализы ученых и политологов. Еще я люблю читать «Зеркало недели», поскольку эта газета содержит интересные подробные анализы, например, Юлии Мостовой или Сергея Рахманина. Заслуживает, чтобы ее читали, также колонка Саши Ткаченко. А также «Факты». Эту газету в плане журналистики я не считаю лучшей, но мой долг принимать ее во внимание, поскольку ее читает много людей.
6. Спорт, а наряду с «Динамо» также, например, братья Кличко или Бубка и Медведев, действительно, как и Чернобыль, вызывают первые ассоциации. Но не стоит забывать, что это зависит от самой Украины. Она мало себя пропагандирует, недостаточно содействует туризму. Недавно здесь с визитом была экономическая делегация в составе около 50 человек из земли Баден-Вюртемберг. Эти люди могут многое рассказать в Германии. Они были очарованы красотой Киева и этот положительный факт будут распространять дома. К сожалению, люди, от которых это зависит, еще не осознали, что забивается гол в свои ворота, когда гостям создаются преграды вместо того, чтобы проявлять гостеприимство. Как только туристы будут чувствовать, что тут рады не только их деньгам, но и им самим, улучшится имидж страны, приедет больше гостей. Это принесет пользу всем украинцам.
7. Посольство старается всесторонне информировать Федеральное министерство иностранных дел в Бонне, используя ежедневные газеты и еженедельники, телевидение и радио. Только так можно получить объективную картину, нужную нам для оценки ситуации.
8. То, что выход украинской службы «Немецкой волны» не состоялся в феврале, как об этом было объявлено, всех нас очень разочаровало. Иметь такую программу было важно не только именно в этом году выборов, но и для задействованных украинских журналистов это был прекрасный шанс. Как это часто случается, замечательный проект был отложен из-за отсутствия средств. Однако мы в посольстве будем делать все возможное для старта программы.
9. Украинские журналисты — очень талантливые специалисты. Проблемой является то, что обозначенные в средствах информации рамки не позволяют раскрыться их таланту. Средства информации все еще являются марионетками экономических групп и политиков. Найти выход из этого положения может только попытка, с одной стороны, интенсивнее проводить образование журналистов, с другой, что важнее, укреплять солидарность и уверенность в себе. И если бы сформировалась дееспособная группа политических журналистов, то она могла бы стать ядром новой, сильной и свободной украинской журналистики.
10. Партии в обоих государствах пытаются использовать средства информации в своих целях. Но средства информации в Германии осознают это. Они более стабильны и не так легко поддаются такому влиянию. Поэтому работа больших партий с прессой должна быть особенно интенсивной. СДПГ канцлера Шредера позволила себе иметь большое здание, где сотни людей занимались только тем, что распространяли имидж СДПГ как современной партии. Это делалось средствами маркетинга и рекламы, как для какого-то продукта в супермаркете. Это новое время. Такое влияние в Украине оказывается проще, например, покупается целый печатный орган. В Германии невозможно, чтобы кандидат в мэры купил ежедневную газету и безоговорочно и нагло использовал ее как инструмент пропаганды. Даже немецкий «Павел Лазаренко» боялся бы, прежде всего, прессы. Здесь же она принадлежала ему в значительной степени.
Выпуск газеты №:
№117, (1999)Section
День Планеты