Предупреждение Эрдогану
Эксперты «Дня» — о результатах парламентских выборов в Турции, на которых пропрезидентская партия потеряла абсолютное большинствоПарламентские выборы в Турции, которые состоялись в прошлое воскресенье, принесли несколько неожиданностей и для международных обозревателей, и для пропрезидентской правящей «Партии справедливости и развития» (ПСР). Во-первых, хотя эта исламско-консервативная политическая сила и одержала победу на этих выборах, однако она потеряла абсолютное большинство в парламенте. По данным подсчета 99,9 % бюллетеней, партия президента Реджепа Тайипа Эрдогана получила 41 % голосов. Следовательно, она будет иметь 258 из 550 мест в парламенте, хотя надеялась получить 330 мандатов.
Другой неожиданностью стало прохождение в парламент «Курдской народной партии» (КНП), которая преодолела
10-процентный проходной барьер с результатом 13%, обеспечив 79 мест. Второе место на выборах заняла «Республиканская народная партия» (РНП), получив 25% голосов, за ней идет «Партия националистического движения» (ПHД), которая получила 16,5%. Эти партии будут иметь в парламенте соответственно — 132 и 81 мандат. Явка на выборах составила 86%. Это обусловлено тем, что выборы в Турции являются обязательными.
Как отмечают обозреватели, такие результаты выборов могут свидетельствовать о том, что избиратели не поддержали намерение правящей партии изменить конституцию страны. Хотя фамилия президента страны Реджепа Тайипа Эрдогана и не стояла в бюллетенях, выборы воспринимались многими как референдум относительно предоставления ему больших полномочий. Для этого ПСР необходима конституционное большинство в парламенте в 60 процентов или 330 мандатов.
8 ИЮНЯ 2015 ГОДА. АНКАРА. ПРОДАВЕЦ ЛОТЕРЕЙНЫХ БИЛЕТОВ ЧИТАЕТ ТУРЕЦКУЮ ГАЗЕТУ, НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ КОТОРОЙ НАПЕЧАТАНА СТАТЬЯ С ЗАГЛАВИЕМ «ПАДЕНИЕ» И ПОРТРЕТОМ ЭРДОГАНА / ФОТО РЕЙТЕР
«День» обратился к экспертам с просьбой прокомментировать результаты выборов в Турции и как это может повлиять на внешнюю политику Анкары.
«ЭТО СВИДЕТЕЛЬСТВО ТОГО, ЧТО В ТУРЕЦКОМ ОБЩЕСТВЕ ПОСТЕПЕННО ПРОИСХОДЯТ ИЗМЕНЕНИЯ...»
Сергей КОРСУНСКИЙ, посол Украины в Турции, Анкара:
— Определенным образом результаты выборов являются неожиданностью. Во-первых, правящая партия потеряла 8% по сравнению с выборами 2011 года. Во-вторых, в парламент попала новая прокурдская партия, которая позиционирует себя как партия национального характера и называет себя «Партией демократии народов». За нее, кроме курдов, голосовали много турков, которые недовольны политикой правящей партии. Поэтому данная политическая сила смогла сразу не только преодолеть 10-процентный барьер, но и набрать 13 % голосов.
Я бы не сказал, что это поражение правящей партии. Это не так. Она все-таки имеет 258 голосов и почти вдвое превышает результат следующей партии. Еще слишком рано говорить, что она проиграла. Это свидетельство того, что в турецком обществе постепенно происходят изменения по сравнению с тем, что было несколько лет назад. Экономическая ситуация достаточно напряженная, вокруг Турции много очагов напряженности, и это не всех устраивает.
Сейчас рано говорить о создании коалиции, потому что не понятно, в какой конфигурации. Между тремя оппозиционными партиями есть существенные противоречия, которые делают невозможной коалицию между ними. Каждая из трех оппозиционных партий заявила, что она не будет входить в коалицию с правящей партией.
С другой стороны, это — Турция, и здесь процессы могут протекать по-разному. Я бы сейчас воздержался от прогнозов. В первый день после выборов никаких официальных комментариев от правящей партии не было. Но по закону выглядит так, что либо одна из трех оппозиционных партий войдет в коалицию с правящей партией, и тогда будет существенно переформатировано правительство, а главное — повестка дня, либо через шесть месяцев будут повторные выборы.
Об особенностях этой кампании. Прокурдская партия сказала такие слова, как мультикультурная нация, мультинациональное лицо Турции. Поэтому она и называется «Партия демократии народов». Если основной месседж предыдущих выборов был «одна нация, один народ, один язык», то курды заявляют: «У нас многокультурная нация, левиты, курды, армяне, греки, и мы будем строить Турцию для них тоже». Это новость в турецкой политике.
Существует много течений, которые свидетельствуют о том, что Турция меняется, и если будут следующие выборы, то все равно вряд ли будет так, что одна какая-то партия победит. Думаю, что эти выборы не приведут к существенному изменению результатов. Я выхожу из того, что основные политические игроки будут это понимать. Безусловно, они будут повышать ставки, каждый будет пытаться оправдать ожидание своих избирателей.
Если посмотреть на карту, то нужно понимать, что прокурдская партия фактически победила на юго-востоке и на черноморском побережье. Если эта партия теоретически будет входить с кем-то в коалицию, то она будет требовать определенных изменений в Конституции, относительно языка и т. д. Нужно несколько дней подождать, пока президент Эрдоган и премьер-министр Давутоглу определенным образом выступят со своими оценками. Пока что там тишина.
О крымско-татарском факторе. Практически в программе каждой партии эта тема была. Не имеет значения, о какой партии идет речь. У всех их была одна оценка, которая совпадает с официальной оценкой. Для турков не важно, какое политическое украшение внешней политики внутри страны, они могут отличаться более-менее агрессивной риторикой. Но в принципе по всему спектру позиция одна и та же относительно поддержки территориальной целостности Украины и непринятия аннексии Крыма.
О российской политике Турции. Здесь следует ожидать изменений. Далеко не всем в турецком обществе нравятся энергетические проекты, которые Турция начинает с Россией, это и АЭС, и Турецкий поток. В обществе есть много специалистов, которые четко осознают, что это повышение зависимости от России. В то же время это увеличение зависимости сопровождается превращением Крыма в военно-морскую базу. И когда турки задают вопрос, то против кого эта база. Это же очевидно, если в Черном море, то ни Болгария, ни Румыния при всем уважении не могут рассматриваться как полноценная военно-морская сила против России. Такой силой является одна Россия, которая нацелена против стран НАТО, в первую очередь Турции. Следовательно, в обществе многие люди которые понимают, что увеличение энергетической зависимости и оружия на Черном море противоречит национальным интересам Турции. Я думаю, что это один из факторов, который свидетельствует о том, что в Турции есть люди, которые неудовлетворены такой политикой.
Следовательно, вполне вероятно ожидать определенного переформатирования, четкой фиксации этой позиции по России. Это произойдет либо в результате формирования коалиции, либо же после новых выборов.
Об ожиданиях Украины. Так или иначе при любом сценарии это будет для нас благоприятно. Украина для Турции, причем в любые времена истории, является важным партнером, опираясь на которого Турция может в Черноморском регионе чувствовать себя спокойнее и увереннее. Поэтому мы и рассматриваемся любой партией как чрезвычайно важный партнер. Вопрос только за нами и он заключается в том, что мы должны стабилизировать экономику и продолжить отношения со странами солидно. Я думаю, что так оно будет. Но окончательные выводы я бы хотел сделать после того, как я увижу, во-первых, официальные результаты, они еще не объявлены. А во-вторых, когда я услышу комментарии от правящей партии. Потому что я абсолютно уверен, что они в настоящее время тщательно изучают причины и последствия.
«БОЛЬШИНСТВО ТУРЕЦКОГО ОБЩЕСТВА СНОВА ВЫБРАЛО ЕВРОПЕЙСКИЙ ПУТЬ, А НЕ ИЛЛЮЗОРНУЮ НЕООСМАНСКУЮ ПОЛИТИКУ ПСР»
Аманда ПОЛ, политический аналитик и программный директор Центра европейской политики, Брюссель:
— Результат выборов очень резко нарушил статус-кво в Турции. Этот результат не только положил конец мечте турецкого президента Реджепа Тайипа Эрдогана о создании президентской республики, но также показал, что Турция остается демократией, в которой выборы могут изменять правительства, несмотрчя на значительное отступление в плане демократии в течение последних нескольких лет.
Успех «Курдской народной партии» является особенно важным, поскольку он открывает для курдов новую главу в истории Турции.
Потеря правящей «Партией справедливости и развития» (ПСР) голосов является следствием растущего авторитарного стиля этой политической силы, обвинений в коррупции против высокопоставленных членов партии и подавления свободы средств массовой информации и отдельных прав, а также ее изоляционистской внешней политики. Это изменение в менталитете началось с протестов на площади Гези два года назад и стала заразной среди молодежи и среднего класса, ломая старые стереотипы, связанные с враждой между турками и курдами, нетерпимостью к определенным этническим, религиозным или ЛГБТ-группам. Таким образом, большинство турецкого общества снова выбрало европейский путь с его демократическими ценностями и принципами, а не иллюзорную неоосманскую политику ПСР.
Однако, может оказаться так, что будет очень трудно сформировать коалиционное правительство через разных идеологий сторон, следовательно, также возможны новые выборы.
«ОТ ЭРДОГАНА ЖДУТ БОЛЕЕ КРИТИЧЕСКИ НАСТРОЕННОЙ ПОЛИТИКИ ОТНОСИТЕЛЬНО РОССИИ»
Игорь СЕМИВОЛОС, исполнительный директор Центра Ближневосточных исследований, Киев:
— Это означает, что значительная часть общества, которая была по тем или иным причинам недовольной Эрдоганом, наконец получила шанс изменить политический процесс. Однако, на мой взгляд, проблема заключается в том, что националисты не когут договориться даже между собой, чтобы реализовать новую политику. Следовательно, скорее всего, Эрдогану удастся создать коалицию.
Очевидно, что политика Эрдогана перестала удовлетворять интересы большинства населения, главным образом среднего класса, ради которого, собственно, и было проведено много реформ и на интересы которого он постоянно ссылается.
Понятно, что достигнутого оппозицией результата не достаточно, чтобы изменить политику Эрдогана. Скорее, этот результат выборов — сигнал для Эрдогана, чтобы изменить некоторый вектор своей политики и в том числе внешнеполитический.
Нужно отметить, что многие турки не понимали политику Эрдогана по отношению к Крыму, к крымским татарам. Очевидно, что политика Турции должна становиться более четкой по отношению к России, более солидарной с турецким народом, тюркскими народами и более согласованной с Европейским Союзом и НАТО. Иными словами, от Эрдогана ждут более критически настроенной политики относительно России.
В любом случае внутренняя и внешняя политика Турции будет отличаться от предыдущей. Другое дело, что курс на исламизацию немного затормозится, и очевидно, что более четкой будет внешняя политика по отношению к России. Это два ключевых момента, которые могут возникнуть и стереть режим Эрдогана.
Выпуск газеты №:
№98, (2015)Section
День Планеты