Перейти к основному содержанию

Предупреждение Косово

11 июня, 19:54

В настоящее время крупнейшие мировые «центры влияния» пытаются прийти к соглашению относительно судьбы Косово, и это соглашение затем получит формальное закрепление в решении ООН. В Украине сейчас на переднем плане другие проблемы, и эта тема упоминается скупо. А ведь Косово может стать опасным прецедентом, несмотря на заверения некоторых политиков (см. в «Дне» №75 статью «Уступки России» У. Эллемана-Йенсена, бывшего министра иностранных дел Дании). Например, Кондолизза Райз в Москве обещала, что Косово не станет прецедентом. Но действительно ли все так безобидно и нас совершенно не касается?

Сразу отметим, что верить обещаниям политиков — дело крайне рискованное. Вспомним знаменитое Чемберленовское: «Я привез вам мир!», произнесенное после отсечения солидного куска территории у Чехословакии и незадолго до начала Второй мировой войны.

За последнее столетие Европа пережила несколько «великих переделов» границ, изменивших судьбу многих миллионов людей. В результате этого некоторые бывшие колонизованные народы получили желанную независимость; в иных же случаях у побежденных в войне просто отбирали территории, мало заботясь о логике перекроя границ и его последствиях, создавая головоломные проблемы для потомков.

Предоставление «независимости» Косово (все понимают, что независимым оно пробудет недолго) лишь при поверхностном рассмотрении кажется справедливым решением проблемы. Ведь Косово — это исторически бывшая сербская территория; и хотя албанцы ныне составляют на ней большинство, там проживало и значительное количество сербов, вынужденных затем бежать из-за преследований. Косово являлось частью Югославии, в качестве автономного края входя в состав Сербии. Но албанцы при коммунистическом режиме не пользовались «любовью» белградских властей и сербского большинства. Косово было беднейшим регионом Сербии. Это и было основным источником будущих проблем.

Посредством косовского варианта решения этнических проблем создается прецедент насильственного отнятия территории у одного государства для передачи другому.

Отчего же артачится Россия? Может, ей стоило бы по той же схеме проглотить Приднестровье, Абхазию и другие лакомые кусочки в СНГ? Ведь США в Косово во многом лишь повторили то, что Москва уже ранее успешно осуществила в Приднестровье и Абхазии.

Во-первых, отделением Косово еще более ослабляется Сербия — потенциальный союзник России.

А во-вторых, сама Россия может стать в будущем объектом для применения «косовского варианта». Она обладает огромной территорией с разномастным — многонациональным и многоконфессиональным — населением; и отдельные регионы очень слабо связаны друг с другом как экономическими, так и чисто человеческими связями. Даже такие регионы, как Дальний Восток и Сибирь, в принципе, уязвимы для сепаратизма из-за роста местничества и так называемого регионального патриотизма. Это обусловлено наличием в этих регионах значительных природных богатств и в то же время их удаленностью от центра, низким уровнем жизни большей части населения, слабой связью с остальными территориями, а также наличием местных политико-экономических кланов (полукриминальных или явно криминальных) стремящихся к полновластному хозяйничанью на «опекаемой» территории.

В свое время тревогу в России вызвал факт, выявленный переписью населения, — быть этническим русским в России стало «не модно». Более сотни тысяч человек определили свою национальность как «поморы» (в Архангельской области) и «казаки» (на Дону и Кубани).

Республики Cеверного Кавказа, Татарстан, Башкирия, Калмыкия являются еще более горячими регионами с точки зрения сепаратистских устремлений. Кроме этого, некоторые соседние страны помнят, что Россия (СССР) приобрела в прошедшем столетии ряд территорий не совсем джентльменским способом; и когда-нибудь могут потребовать «сатисфакции».

В России как самое простое средство от сепаратизма официально стимулируется великорусский национализм, вытесняющий шаг за шагом не только этническую индифферентность, но и нормальное чувство национального достоинства. Началось наступление на национально-территориальные образования, некоторые из которых уже ликвидированы. Постепенно урезаются права и более крупных национальных объединений — автономных республик, идет укрепление властной вертикали.

Россия отчаянно борется против предоставления «независимости» Косово, опасаясь цепной реакции новых суверенитетов на собственной территории. Но и нас, украинцев, проблема Косово должна заставить призадуматься. Территориальные проблемы и претензии в Европе — да и во всем мире — не исчезли навсегда. Они таятся в умах как рядовых обывателей, так и влиятельных лиц, лишь изредка прорываясь наружу в форме неосторожных высказываний или откровений «в своем кругу», угрожая завладеть массовым сознанием при благоприятных обстоятельствах, а возникновение «благоприятных обстоятельств» отнюдь не исключено даже в Европе.

Украина, как и Россия, еще не имеет развитого целостного экономического организма и вдобавок страдает от недостатка энергоресурсов. Она к тому же не имеет единого информационного и культурного пространства. Уровень жизни населения у нас ниже, чем у многих соседей. Все это создает широкое поле деятельности для сепаратизма. За границами нашей страны — во всех направлениях, а не только на северо-востоке — имеются влиятельные силы, готовые в любой момент разыграть и у нас карту сепаратизма. Из-за поддержки извне и бездеятельности украинского общества и государства постепенно нарастают проблемы типа «русинства», «донецкого» или «крымского» сепаратизма.

Украина (как и Россия) рассматривается в некоторых странах как потенциальный «донор» для сдачи своих территорий. Вообще, все страны СНГ (разумеется, кроме России) еще окончательно не приняты европейским и мировым общественным сознанием как самодостаточные национально-государственные единицы, «достойные» самостоятельности...

Да и Россия сейчас воспринимается многими как ослабевший мамонт, которого рано или поздно можно будет окончательно загнать и «завалить». Зона стран СНГ для многих политиков за рубежом — это «терра инкогнита», серая зона, опасная неизведанностью и непредсказуемостью, — зона, которую лучше всего или отгородить высокой стеной и оставить в покое, либо постепенно поставить под свой контроль и уже после этого начать ее перераспределение и освоение.

Следует также учесть, что нас — Украину, Грузию и другие страны СНГ — многие за рубежом поддерживают лишь по одной причине: Россия, даже ослабевшая, все еще остается опасным «мамонтом», и ее побаиваются, Симпатизируя поэтому некоторым бывшим союзным республикам в их сопротивлении ее экспансионизму. В случае резкого ослабления России отношение к нам, вероятнее всего, изменится, и кое-кто попытается предоставить «независимость» русинам или жителям Крыма.

Таким образом, проблема Косово и Сербии затрагивает, к сожалению, и Украину. Вообще, территориальная целостность — это одна из сфер, где интересы Украины и России, по большому счету, совпадают. Следуя косовскому варианту, Россия может вначале что-то приобрести, но потерять она может гораздо больше. Поэтому она должна быть заинтересованной в недопущении насильственного передела государственных границ в Европе. Но для этого ей не следовало бы поддерживать сепаратизм в странах СНГ, иначе все ее заявления и демарши остаются совершенно неубедительными. В Москве забывают старую истину — что посеешь, то и пожнешь,

Национальным меньшинствам во всех странах, в том числе в России и Украине, должны быть гарантированы все гражданские права, в том числе и право на личную безопасность, на равенство при трудоустройстве и оплате, право на сохранение этнической идентичности, на использование родного языка в сферах, определенных разумными законами в соответствии с конкретной ситуацией каждой страны, право на развитие своей культуры...

Косово — это предостережение. И полезно было бы своевременно сделать выводы, чтобы когда-нибудь и нам «доброжелатели» не навязали косовский вариант решения этнических и региональных проблем. Некоторые из этих выводов лежат, как говорится, на поверхности.

Если жить в нашем государстве будет выгодно подавляющему большинству граждан и если быть украинцем станет престижно, то не будут появляться все новые «русины», «черноморские казаки» и т. Д. Бедные, практически бесправные и униженные люди готовы назваться кем угодно — либо из чувства протеста, либо из желания получить хоть какую-то надежду на улучшение своей жизни в будущем или хотя бы для своих потомков.

Пытаясь превратить украиноязычных граждан (около 65% населения страны согласно переписи) в национально-культурное меньшинство, натравливая на них другие национальные группы, некоторые наши политики и не только политики — кто-то сознательно, а кто-то неосознанно — закладывают взрывчатку под украинское государство.

И национальное большинство и национальные меньшинства должны чувствовать свою полноценность, получая возможность удовлетворять свои общегражданские и этнические потребности в разумных пределах, установленных законами. Между тем украинское государство уже, вероятно, упустило то время, когда посредством создания и внедрения долгосрочной культурной и языковой программы можно было избежать появления официально признанных региональных языков. В некоторых областях Украины их появление теперь уже неизбежно. А Крым — как автономная республика — уже имел вместе с общегосударственным украинским и свои региональные языки (русский и крымскотатарский), но лишился их после принятия Конституции Крыма, скомпонованной коммунистом Грачом, тогдашним председателем Верховной Рады Крыма. И теперь крымские коммунисты борются вместе со всеми пророссийскими силами за официальный статус русского языка в Крыму — за статус, который они собственноручно ликвидировали. Над этим стоило бы задуматься.

Однако необходимо так разработать соответствующее законодательство и так воплотить его в реальность, чтобы оно не стало средством удушения украинского языка в двух- и многоязычных областях, а, напротив, дало возможность и ему для расширения сферы применения; тем более что этого желает значительная часть населения «проблемных» регионов. Кроме этого, государственным языком обязаны владеть все, кто находится на государственной службе, чей труд оплачивается государством, независимо от региона проживания. Это полностью отвечает современным демократическим правовым нормам.

Однако пока наши политико-экономические кланы не прекратят войну на уничтожение, пока они не придут к взаимоприемлемым компромиссам и не установят разумные демократические «правила игры», существующие в европейских странах, либо пока общество не заставит их это сделать — до тех пор у государства не будет возможности осуществить давно назревшие преобразования в нашей стране. При установлении действительно демократического порядка у этих кланов и групп исчезнет потребность (и возможность!) в разделении Украины на автономные или независимые зоны влияния, точнее — зоны бесконтрольного хозяйничания.

Косовский вариант не дает мирного и справедливого решения национальных проблем; он уже принес жителям этого края неисчислимые беды и создает проблему для будущих поколений. К сожалению, «центры влияния», занимающиеся проблемой Косово, не особенно обеспокоены судьбой малых групп, ущемленных в правах. Они всего лишь разыгрывают партию в своих интересах, используя эти группы в качестве пешек.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать