ПРЕСС-КЛУБ «Дня»

Филипп Кумариянос, корреспондент агентства Франс-Пресс в Украине, родился в 1963 году в Париже. Изучал политические науки, экономику и журналистику во Франции (Канский университет), США (Колумбийский университет Миссури) и Великобритании (Кембриджский университет). Работал на CNN, в журнале «The Economist», агентствах UPI и Франс-Прес. В Киеве работает с 1996 года.
АНКЕТА «Дня»:
1. Существует мнение о том, что слово Украина на Западе вызывает приблизительно такой ассоциативный ряд: Чернобыль, коррупция, киевское «Динамо». Так ли это? А что вам было известно об Украине до приезда сюда?
2. Какая информация об Украине интересует французов в первую очередь? И интересует ли вообще? Имена каких украинцев во Франции наиболее известны?
3. Бывали ли у вас проблемы со сбором или доступом к информации в Украине?
4. Франция известна придирчивым отношением к защите своего информационного и особенно культурного национального пространства. Чем в этом смысле Украина отличается от Франции?
5. За годы украинской независимости складывается впечатление о несколько прохладном отношении Парижа к Украине. Во всяком случае, даже дипломатически вежливых заявлений об особой геополитической роли и перспективах Украины, которые время от времени раздаются, например, в Берлине или Варшаве, от французских лидеров слышно значительно меньше. Почему? И что, по вашему мнению, реально тормозит развитие двухсторонних отношений?
6. Какие оценки президентских выборов в Украине в октябре этого года, учитывая опыт вашего пребывания в Украине, являются наиболее реалистическими?
1. Украина — страна, с которой широкая общественность на Западе пока еще, к сожалению, мало знакома. Так, на мой взгляд, многие французы плохо знают Украину и считают ее одним из российских регионов. Похожая ситуация преобладает и в других европейских странах, хотя и не во всех. Немцы имеют намного более точное видение, поскольку их экономическая активность в вашей стране намного выше. К примеру, немецкие канцлеры уже несколько раз посещали Украину за время ее независимости для того, чтобы развивать экономические и политические отношения между двумя странами. Визит же главы французского государства в Киев состоялся лишь в сентябре минувшего года, через 7 лет после получения независимости.
Очевидно, что одним из факторов, способствующих известности Украины за рубежом, к сожалению, является Чернобыль. Хотим мы того или нет, Чернобыль — экологическая проблема, касающаяся всего мира.
Что же касается более позитивных моментов, то великолепные футболисты киевского «Динамо» наряду с другими украинскими спортсменами — это послы Украины во всем мире. Кому не знакомы имена Андрея Шевченко, Андрея Медведева или Сергея Бубки?
Признаюсь, я тоже немного знал об Украине во время моего первого приезда сюда в 1994 году. Я читал об этой стране в литературе, посвященной Второй мировой войне, и, конечно же, слышал о ней после чернобыльской катастрофы.
2. Честно говоря, немногие из моих статей об Украине публикуются французской прессой, которая регулярно проявляет интерес лишь к уже упомянутым темам: ядерная энергетика и спорт, а также природные катастрофы и аварии на шахтах. В общем, можно сказать, что как политическая, так и экономическая информация об Украине остается во Франции на заднем плане. К тому же французские предприниматели очень мало инвестировали в украинскую экономику за годы независимости (порядка $40 млн.), особенно, если сравнивать с другими крупными европейскими государствами, такими, как Германия или Нидерланды.
Показательно в этом смысле и то, что я, насколько мне известно, единственный французский журналист, постоянно находящийся в Украине. Мы с моей украинской коллегой пишем в основном для СМИ Азии и Ближнего Востока. Что же касается наиболее известных во Франции украинцев, то, как уже было сказано, это преимущественно спортсмены.
3. Сбор информации в Украине — это настоящее мучение. Бывают дни, когда нам хочется биться головой о стены. Должно быть, это наследие советской эпохи: все кажется засекреченным. Даже производство автомобильных шин или туалетной бумаги. Очевидно, что многие из украинских чиновников не умеют работать с международной прессой. Что вы хотите, для многих из них это нечто абсолютно новое. Когда Украина была советской республикой, ее официальные лица практически не имели контактов с зарубежными масс- медиа.
Впрочем, за последние три года я заметил небольшой прогресс в этой сфере.
4. Что касается информации, политика Франции в этом отношении относительно либеральна в течение, как минимум, последних 15 лет. Рынок открыт конкуренции между государственными и частными масс-медиа, в том числе имеющими иностранный капитал.
В культурной сфере Франция иногда действительно проводит протекционистскую политику, но я не ставлю ей это в вину, принимая во внимание империализм некоторых стран. Однако защищать свою культуру — не значит замкнуться на себе и закрыть свои границы. Вероятно, лучшим способом для этого является более позитивное отношение к проблеме: например, через развитие с помощью государственного субсидирования различных видов искусства — театра, кино, музыки, литературы.
Бесспорно, это дорого, и при нынешнем финансовом кризисе Украина может выделить для таких целей очень скромные средства. Что очень жаль, ведь в вашей стране есть необыкновенные таланты, которые могут быть утеряны.
5. Франция традиционно не ориентирована на Украину, в отличие, скажем, от Германии, которая на протяжении всей своей истории смотрела в сторону Востока. Восточная Европа и, в особенности, страны бывшего СССР — это по-настоящему новые территории для французов и их руководства, территории, язык и культура которых трудны для восприятия. Даже если Франция находится всего в двух часах лета от Украины, восточно- европейские страны кажутся из Парижа достаточно далекими, часто загадочными, а иногда опасными.
Как бы там ни было, мир меняется быстро, и франко-украинские отношения, вне всякого сомнения, будут развиваться. Впрочем, даже если в последние несколько лет Париж и был, как вы говорите, несколько прохладен в своем отношении к Киеву, Франция тем не менее всегда поддерживала независимую Украину в ее стремлении приблизиться к европейским структурам.
6. Я не могу предсказывать будущее, и результаты президентских выборов мне не известны. Но, принимая во внимание экономический развал в Украине и результаты прошлогодних парламентских выборов, неудивительно, если обедневший и уставший от реформ народ повернется к левой части политического спектра.
Выпуск газеты №:
№134, (1999)Section
День Планеты