Президент Буш определил «ось зла»

Президент Соединенных Штатов Джордж Буш в ежегодном обращении к нации с докладом о положении в стране назвал три основных страны, которые могут представлять угрозу мировой безопасности — Иран, Ирак и Северная Корея. По словам Буша, они образовывают своеобразную «ось зла», а потому будут оставаться под прицелом борьбы с международным терроризмом, пока в мире не появится уверенность, что и Тегеран, и Багдад, и Пхеньян не помогают террористам и не занимаются разработкой или распространением оружия массового уничтожения. «Подобные государства и их союзники-террористы представляют собой ось зла, вооружающуюся для того, чтобы угрожать миру на нашей планете», — отметил Буш.
Мировая реакция на этот далекий от дипломатичности пассаж обращения была явно далека от той, которую могли ожидать в Вашингтоне. Пресса Великобритании, которая считается союзником Вашингтона в мире и сама для себя определила роль моста между США и Европейским Союзом, не преминула в своих комментариях выразить определенное непонимание. Британские журналисты допустили, что слова Буша могут стать началом конца существования международной коалиции по борьбе с терроризмом. Масс-медиа Франции, Германии, других стран Западной Европы также выступили с комментариями, которые далеки от восторга. Не стоит говорить, с каким разочарованием встретили заявление Буша-антитеррориста в арабском мире. Наиболее влиятельные газеты Египта, Сирии, Катара, Арабских Эмиратов хором выступили с осуждением позиции американского лидера.
Духовный лидер Ирана аятолла Хомейни назвал Буша кровожадным президентом «Великого Сатаны». Иранские представители почувствовали себя обиженными из-за того, что Ирану отплатили враждебными заявлениями американского президента за тот огромный, как считают в Тегеране, вклад их страны в урегулирование афганской проблемы. США были главным союзником Ирана до Исламской революции 1979 года, когда было свергнуто правление шаха Мохамеда Реза Пехлеви. Отношения между двумя странами были разорваны в 1980 году после того, как радикально настроенные студенты захватили американское посольство и взяли в заложники в Тегеране 52 американцев.
Иракская официальная газета «Аль-Ирак» назвала Соединенные Штаты «воплощением зла на земле». Вице-премьер Ирака Тарик Азиз, находившийся в четверг в Москве, улетел в Багдад, несмотря на то, что в России планировалась его встреча с министром иностранных дел Игорем Ивановым. Настолько экстренное изменение в графике визита Азиза объясняют срочным вызовом Хусейна, который как раз проводил консультации по поводу ответа Ирака на заявление Буша. МИД Северной Кореи обвинил администрацию Буша в «политической незрелости и моральной проказе». Пхеньян считает, что США угрожают КНДР и что «право «нанести удар, нагло присвоенное Соединенными Штатами, существует не только у них».
Кстати, все три страны внесены в «черный список» ЦРУ, где находятся страны, которые или уже фактически являются ядерными, или находятся на пути к приобретению этого статуса. Характерно то, что со сменой администрации в Белом доме Вашингтон прекратил поддержку усилий президента Ирана Хатами наладить диалог с Западом и постепенно провести в стране реформы, де-факто направленные на построение светского общества. Вряд ли в интересах Вашингтона было бы возвращение Ирана к принципам, провозглашенным покойным аятоллой Хомейни. Одновременно также прекратился межкорейский диалог, начатый с огромными трудностями при поддержке предыдущей администрации США. Что моментально отразилось на ситуации в регионе с точки зрения безопасности. В свою очередь, Европейский Союз и его отдельные члены имеют свои интересы и в регионе Персидского залива, и на Дальнем Востоке. И военные действия этим интересам явно не отвечают.
Вашингтон с оправданиями не медлил. Министр обороны США Дональд Рамсфельд попробовал умиротворить обеспокоенных европейских союзников заверением, что Буш в выступлении ни в коем случае не имел в виду «открытие еще трех фронтов в антитеррористической войне». Спикер Госдепартамента Ричард Баучер отметил, как сообщает Рейтер, что США и впредь будут стоять на позиции «безусловного диалога» и с Ираном, и с Северной Кореей. Переговоры с Ираком также станут возможны, как только Багдад позволит вернуться в страну группе инспекторов ООН по вопросам разоружения. Баучер сообщил, что письма с разъяснениями позиции Соединенных Штатов были отправлены в американские посольства по всему миру. Оттуда правительства государств могут узнать о реальной точке зрения американцев.
В Украине официально на заявление Буша не отреагировали. Похоже на то, что Киев, переживая весьма непростой момент в отношениях с США, решил его, по крайней мере, не обострять.
Между тем, вопрос, как вести себя в отношениях со странами-париями, не надуманный. С одной стороны, с Северной Кореей у нас отношения неизменные и фактически отсутствуют. Посольство КНДР, существовавшее несколько лет назад в Киеве, в итоге было закрыто. Официальная версия закрытия: у Пхеньяна просто не хватает денег на его содержание. Ходили слухи, что на самом деле КНДР не нравилось тесное сотрудничество Киева с Сеулом.
С другой стороны, на десятом году независимости в Украине пришли к выводу, что Ирак заслуживает внимания Киева, и отношения с Багдадом, стартовав с нуля, понемногу начали приобретать черты сотрудничества (в прошлом году иракцы причислили Украину к своим друзьям). Киев постоянно отмечает необходимость пересмотра санкций ООН против Багдада, по той причине, что санкции давно устарели. Киев подчеркивал неоправданность перманентных бомбардировок иракских позиций американско- британской авиацией в последние годы. Украинские бизнесмены, не афишируя своей деятельности, начинают понемногу проникать на иракский рынок. В прошлом году в Багдаде было открыто посольство Украины. Неделю назад посольство Ирака начало свою деятельность в Киеве. В Харькове существует иракское диппредставительство во главе с почетным консулом Юрием Оршанским.
С Ираном отношения у Киева более-менее стабильны. Обе страны переступили через «бушерский момент», когда Украина под давлением США и Израиля отказалась от участия в российском контракте на сооружение АЭС в Иране. Киев и Тегеран не только обмениваются делегациями, но и успешно воплощают проект по совместному производству самолета Ан-140. Сейчас в Украине отмечают, что американские санкции в отношении Тегерана ни коим образом не касаются развития отношений Украины с Ираном, и это, кажется, находит понимание.
Таким образом, создается довольно непростая ситуация, вызванная всего только одним выступлением. Нет никаких сомнений в том, что эта ситуация не приведет в результате к дипломатическим осложнениям между Соединенными Штатами, Европейским Союзом и Россией. Вопрос только в том, какую линию поведения изберет Киев.
Выпуск газеты №:
№21, (2002)Section
День Планеты