Приднестровцы будут иметь собственные паспорта
Самопровозглашенная и до сих пор не признанная ни одним государством мира Приднестровская Молдовская Республика решила ввести с 1 сентября собственные паспорта. Кишинев отреагировал на это решение довольно резко. Раздавались даже угрозы об отказе от подписанных раньше руководителями Молдовы и Приднестровья документов. Собственно, введение Приднестровьем собственных паспортов свидетельствует о чем угодно, кроме желания жить в одном государстве.
Началась эта история в конце мая этого года, когда приднестровский президент Игорь Смирнов огласил указ о введении паспортов граждан ПМР. Документ был датирован 11 мая. Неприятность всей ситуации для Кишинева заключается в том, что молдовский руководитель Владимир Воронин просто не знал о существовании этого указа Смирнова, подписывая 16 мая соглашение с Тирасполем о взаимном признании документов. Когда в Молдове пришли в себя, было слишком поздно... Министр иностранных дел непризнанной республики Валерий Лицкай высказал непонимание, почему Кишинев не принял приднестровское решение, которому «не было альтернативы».
Приднестровцы до последнего времени пользовались не молдовскими паспортами, а документами еще старого советского образца. Наконец пришло время, когда Тирасполь оказался перед проблемой нехватки необходимых бланков паспортов. Поездки в Россию и просьбы помочь в этом вопросе успехом не увенчались — Лицкай сообщил, что россияне даже уничтожили матрицы для изготовления советских паспортов. Тогда в ПМР решили заняться вопросом изготовления собственных документов. Кстати, Приднестровье давно перешло на документы собственного изготовления и в ряде других сфер. Скажем, дипломы о высшем образовании (с чем Тирасполь имеет немало хлопот, поскольку, например, в Украине дипломированных приднестровцев не признают).
«Мы ведь и раньше выдавали паспорта, ставили в них ту же печать Приднестровской республики. Изменились только бланки — вместо советских стали приднестровские», — подчеркнул глава внешнеполитического ведомства Приднестровья. Скорее всего, неприятие Кишиневом приднестровского нововведения не получит какого-либо развития. Тирасполь и без паспортов слишком далеко продвинулся в отделении от Молдовы. Самопровозглашенное государство имеет все необходимые для существования структуры — армию (по оценкам экспертов, более боеспособную, чем Молдова), органы управления, деньги, собственную конституцию. Проблемы могут возникнуть только у самих граждан Приднестровья: их паспорта вряд ли будут иметь юридическую силу за пределами ПМР. Стоит также напомнить, что со следующего года граждане стран бывшего Советского Союза (кроме Беларуси и России) должны будут въезжать в Украину только с заграничными паспортами. Номер с приднестровским паспортом уже не пройдет. Но у приднестровского министра иностранных дел нашелся ответ и на этот вопрос: «Наши граждане ездят за границу с паспортами граждан России, Украины и Молдовы». Сам Лицкай признался, что ездит за границу с российским паспортом. В МИД Украины между тем сообщили «Дню», что несмотря на введение приднестровцами собственных паспортов «все остается без изменений (относительно их въезда в Украину. — Ред ). Любые изменения требуют решения на официальном уровне».
Выпуск газеты №:
№146, (2001)Section
День Планеты