Принципиальность Лукашенко
У белорусского лидера свой взгляд на применение межгосударственных соглашенийНа днях между Минском и Москвой разгорелся конфликт на почве применения межгосударственных соглашений. Камнем преткновения стало подписанное 4 февраля в Москве белорусским президентом Александром Лукашенко соглашение о коллективных силах оперативного развертывания (КСОР) Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ).
Буквально в день подписания этого соглашения белорусская оппозиция забила тревогу по поводу того, что теперь призывники из Беларуси будут участвовать в военных действиях за пределами страны. На следующий день глава белорусского МИДа Сергей Мартынов поспешил выступить с разъяснениями, назвав утверждения оппозиции инсинуациями. По словам министра, «белорусское законодательство не предусматривает участия белорусских солдат в военных действиях за рубежом».
Cпустя день со своими разъяснениями выступил посол РФ в Минске Александр Суриков, который, по сути, опроверг высказывания Мартынова. Говоря о КСОР, российский посол сказал: «Надо разобраться, потребуется ли участие Беларуси за границей или нет. Но по практике применения межгосударственные соглашения и договоры выше национального законодательства». А на уточняющий вопрос: «Означает ли это, что если на таджикско-афганской границе возникнут осложнения, то белорусские солдаты отправятся туда?» — посол ответил: «Получается, так».
Беларуси не понравились высказывания российского посла относительно планов стран ОДКБ использовать коллективные силы безопасности при урегулировании военных конфликтов. До съезда ОДКБ Минск полностью отвергал подобную возможность, и, дабы не огорчать Европейское сообщество, белорусские чиновники решили одернуть российского посла, обвинив его в том, что «он слишком забегает вперед». «Во-первых, сразу хочу подчеркнуть, что уж точно не послы других государств будут разбираться в соответствующих нюансах белорусского законодательства. Во-вторых, есть закон нашей страны на эту тему, и он будет неукоснительно соблюдаться», — сообщил пресс-секретарь внешнеполитического ведомства Беларуси Андрей Попов.
Сам белорусский лидер не вмешивался в эту перепалку. Как сообщили белорусские информагентства, позавчера он откровенно заявил, что России придется давать Минску дешевые кредиты и другие льготы, если она хочет гарантий безопасности своих воздушных границ. Тем самым Лукашенко оправдывал получение от России 2 млрд.дол. на закупку у нее же газа за согласие Беларуси стать ключевым элементом совместной системы противовоздушной обороны, которая бы протянулась от границ блока НАТО до Китая и включала Россию, Беларусь и ряд других стран СНГ.
«Если Беларусь грохнется, то для России это будет несоизмеримо большая потеря, чем дать нам 2 млрд.дол. на поддержку», — сказал Лукашенко, которого цитируют информагентства. Лукашенко добавил, что пока Минск идет на уступки россиянам как источнику энергоносителей: «Если вы где-то имеете какие-то льготы, то за них надо чем-то платить, например, прикрывать системой ПВО ту территорию, откуда получаем дешевле газ. В противном случае надо переходить на мировые цены... тогда будет полная независимость и не надо будет клянчить у России газ. Сможем мы это выдержать? Пока что нет, поэтому надо где-то делать уступки».
Минск просит у Москвы еще 100 млрд. рублей на стабилизацию экономики, страдающей от кризиса, а также надеется на средства 10-миллиардного дол. антикризисного фонда, основным донором которого выступила Россия, пообещавшая финансовую помощь союзникам. Москва прозрачно намекала Минску на желательность признания вслед за ней и Никарагуа независимости отколовшихся от Грузии Абхазии и Южной Осетии, но Беларусь пока раздумывает. Лукашенко перевел стрелку в этом вопросе на парламент.
КОММЕНТАРИЙ
Станислав ШУШКЕВИЧ, экс-глава Верховного совета Беларуси:
— Лукашенко всегда врет и врет. Он совершенно безответственно поступил, подписав договор об объединенных силах быстрого реагирования. Ведь по конституции и в соответствии с законодательством, нашим военным запрещено участвовать в операциях за рубежом. А Лукашенко очень хочет получить в России кредиты, поскольку в долг живет, все продает из-за того, что наша экономика трещит по швам.
Я был у вас несколько дней назад. Знаю, что на российских сайтах Украину так ругают, что дальше некуда. Я вам хочу сказать, что у вас и цены, и обеспеченность, и настроение людей существенно лучше, чем у нас. Я просто поражен! А у нас дела идут плохо. Поэтому Лукашенко хочет иметь этот кредит, чтобы заштопать дыры, вот и подписал договор. И я не представляю, как белорусские военные, которые должны войти в состав российской военно-воздушной дивизии, не будут участвовать в операциях. Что, они будут выборочно выполнять приказы командира? Поэтому Лукашенко фактически влип в этом деле. И это сразу разъяснил российский посол.
Заметьте, 17 декабря прошлого года Лукашенко выступил по телевидению, чтобы остановить панику по поводу девальвации белорусского рубля. Он пообещал: как было 2200 рублей за доллар, так и останется. И через десять дней у нас на 22 процента произошел обвал — официальный дефолт. Повторяю, то, что говорит Лукашенко, ничего не значит. Поскольку он врет и врет. У него с первого дня правления — вранье.
Что касается платы России за свою безопасность, то у нас давно противовоздушные силы служат в общем-то России в составе единой системы противовоздушной обороны. Лукашенко много раз говорил, что он защищает от НАТО Москву. Нам нечего защищать и не от кого защищать. Это полоса противовоздушной обороны Москвы, и наши силы ПВО давно в этом участвуют. Фактически они давно находятся под российским командованием.
Действительно, Россия это учитывает. Поэтому когда нам продают газ дешевле, чем вам, — это за то, что Лукашенко продает им Беларусь, наши силы ПВО и нашу армию. Он этим платит за то, что ему дешевле продают газ. А белорусским людям, предпринимателям он продает газ и нефть дорого.
Нравится ли такая политика белорусскому народу? У нас народ настолько привык к оболваниванию... Нет свободных масс-медиа, только средства пропаганды. Они все время хвалят Лукашенко. Сейчас, к примеру, по телевидению рассказывают, как полезен дефолт, что более полезного ничего на свете нет. И никто не говорит о том, что у людей обесценились вклады и все дорожает с каждым днем.
Кстати, Лукашенко и Западу дает только обещания. Пока белорусская власть сделала единственный шаг — выпустила политических заключенных. Но нет ни одного сдвига по выполнению обещания принять близкое к стандартам ОБСЕ избирательное законодательство. Хотя, согласно конституции, он может сегодня указом ввести в действие любые подготовленные законы.
Но и Запад, в свою очередь, забывает о своих принципах. На саммите ОБСЕ в Стамбуле было сформулировано четыре принципа. А потом сформировано 12 положений взаимодействия с Беларусью. Запад сам их нарушает. И европейские чиновники не знают, что делать, и слушают заверения Лукашенко. А сдвигов нет. Я скажу только одно: если российская «выручалочка» ослабнет, а она должна ослабнуть, — у нас изменения в лучшую сторону произойдут довольно быстро. Россия сейчас должна думать о себе. Там кризис настоящий.
А относительно разговоров о создании Союзного государства или, иными словами, присоединении Беларуси к России, то, действительно, Россия хочет съесть Беларусь. Это всем понятно и ясно. Но я думаю, что подавится.
Выпуск газеты №:
№23, (2009)Section
День Планеты