Перейти к основному содержанию

Проблески надежды

Как преодолеть мировой продовольственный кризис
13 мая, 19:35
Пан Ги МУН, Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций

На прошлой неделе промелькнул проблеск надежды на разрешение мирового продовольственного кризиса. Ожидая рекордного урожая, Украина ослабила ограничения на экспорт. За ночь мировые цены на пшеницу упали на 10 процентов.

С другой стороны, цены на рис на Бангкокской бирже составляют уже около 1000 долл. США за тонну, тогда как всего два месяца назад они находились на уровне 460 долл. США. Ожидается, что их рост будет продолжаться.

Такова нестабильность конъюнктуры сегодняшних рынков. Нам неизвестно ни то, до какого уровня могут вырасти цены на продовольствие, ни то, насколько они могут в конечном счете упасть. Вместе с тем, одно можно сказать определенно: время изобилия ушло в прошлое, настало время дефицита. Эксперты сходятся во мнении о том, что цены на продовольствие едва ли вернутся в ближайшее время к тем уровням, которые были для мира привычными.

Ропот потребителей слышен даже в богатых странах Европы и в Соединенных Штатах. А теперь представьте, в каком положении оказались те, чей доход составляет менее 1 долл. США в день — «нижний миллиард», беднейшие представители мировой бедноты. Большинство из них живут в Африке, и многие, как правило, расходуют две трети своих поступлений на продовольствие.

На прошлой неделе в Либерии я слышал, что люди перестали покупать импортный рис мешками. Теперь они все чаще покупают его банками — это все, что они могут себе позволить. Уместно вспомнить, что сползание Либерии в хаос началось в 1979 году именно с продовольственных бунтов.

В Кот-д’Ивуаре политические лидеры поделились со мной своей обеспокоенностью относительно того, что этот кризис способен подорвать усилия по построению реальной демократии — в тот момент, по прошествии десяти лет напряженной работы, когда они столь близки к успеху.

В Буркина-Фасо президент страны рассказал мне, сколь отчаянно страна нуждается в помощи. Доход половины ее населения составляет 1 долл. США, а то и меньше, в день, в подавляющем большинстве это мелкие фермеры. Особенно жестко прозвучали слова министра иностранных дел. Продовольственный кризис, сказал он, представляет собой гораздо большую угрозу, нежели терроризм. «Он заставляет людей усомниться в своем человеческом достоинстве, — сказал он и затем добавил: — Вопросы голода, выживания и того, как людям жить дальше, обретают особую остроту для международного сообщества».

Может возникнуть соблазн положиться на «магию рынка». Если цены идут вверх, то, согласно теоретическим выкладкам, будет расти и предложение. Но мы живем в реальном мире, а не в мире экономической теории. В кенийской Рифт-Валли, житнице Восточной Африки, фермеры засевают лишь одну треть площадей от уровня прошлого года. Почему это происходит? Ведь можно было бы предположить, что более высокие цены станут для них стимулом к расширению посевных площадей. Однако им стали не по карману удобрения, которые также стремительно растут в цене.

Мы наблюдаем ту же картину в Мали, Лаосе и Эфиопии. Это прямой путь к катастрофе.

Несколько недель назад я собрал в Берне руководителей учреждений Организации Объединенных Наций и ведущих международных организаций, занимающихся вопросами предоставления помощи и развития. Там нами был согласован чрезвычайный план действий.

Прежде всего необходимо накормить голодных. Всемирная продовольственная программа оказывает помощь 73-м миллионам человек. Однако для того, чтобы делать это, ей требуется дополнительно 755 млн. долл. США лишь для покрытия растущих издержек. Сумма объявленных обязательств составляет около 475 млн. долл. США. Однако обещаниями не наполнишь желудков, а объем наличности, которым располагает это учреждение, составляет лишь 18 млн. долл. США.

Мы не можем позволить себе увязнуть в кризисе. Чтобы обеспечить продовольствие на завтрашний день, нам надлежит уже сегодня принять меры по предоставлению мелким фермерам поддержки, необходимой, чтобы их следующий урожай был лучше. Вот почему Продовольственная и сельскохозяйственная организация обратилась с призывом о выделении 1,7 млрд. долл. США на поддержку чрезвычайной инициативы по предоставлению странам с низким уровнем дохода семян, удобрений и других сельскохозяйственных ресурсов, необходимых для увеличения объема производства продукции. Международный фонд сельскохозяйственного развития выделит бедным фермерам в наиболее серьезно пострадавших странах 200 млн. долл. США. Всемирный банк рассматривает возможность создания глобального антикризисного механизма с этой целью.

Для координации этой работы я создам и возглавлю целевую группу Организации Объединенных Наций по мировому продо-вольственному кризису. Я сделаю все возможное для мобилизации политической воли на июльской встрече стран «Большой восьмерки» в Японии и на конференции высокого уровня ФАО по продовольственной безопасности в Риме в начале июня.

Мы можем бороться с этим кризисом. У нас есть ресурсы. Мы знаем, что делать. Следует видеть в нем не только проблему, но и определенную возможность.

У нас есть великолепный шанс заняться решением коренных проблем многих представителей беднейших слоев населения мира, 70 процентов которых составляют мелкие фермеры. Если мы им поможем — предложим помощь и найдем правильное сочетание рациональных политических мер на местном и международном уровнях — решение будет обеспечено.

Поездка по Западной Африке показала мне, что есть все основания для оптимизма. В Буркина-Фасо я видел, что правительство работает над тем, чтобы наладить импорт семян засухоустойчивых культур, и занимается повышением эффективности управления скудными водными ресурсами, опираясь на помощь таких стран, как Бразилия.

В Кот-д’Ивуаре мы побывали в женском кооперативе, который содержит птицеферму, созданную на средства, предоставленные Организацией Объединенных Наций. Этот проект приносит жителям деревни доход и дает им продукты питания, а его модель легко может быть воспроизведена. В другом месте я видел, как еще одна группа женщин постепенно расширяет местное производство сельскохозяйственной продукции, опираясь на помощь со стороны Организации Объединенных Наций. В скором времени это позволит им отказаться от риса, поставляемого по линии Всемирной продовольственной программы, заменив его продукцией собственного производства, достаточной для организации питания в местной школе.

Все это — собственные, найденные на местах решения местных проблем: именно такие решения, какие нужны Африке.

В ходе посещения строящейся начальной школы в Уагадугу я рассказал детям, в каких условиях рос сам: в доме не было стен, пола — сидеть приходилось на голой земле. Я рассказал им, что познал голод в детстве — еды едва хватало, мои собственные дедушки и бабушки и другие старики рылись в отбросах в поисках пищи, а младенцам едва хватало питания для нормального роста.

Я вспоминаю эти картины, совершая поездку по Африке, и задумываюсь о богатстве ресурсов этого континента, силе и храбрости его жителей, с такой очевидностью открывшихся мне во время пребывания в городах, которые я посетил. Я знаю, что если моя страна смогла оправиться от травм и превратиться в экономически развитую державу, то и Африке эта задача тоже по плечу.

Единственное, что требуется, — это помощь с нашей стороны. Начать можно с принятия энергичных мер по решительному преодолению кризиса в продовольственной области.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать