Проект «Одесса — Броды» очень важен для безопасности всей Европы,
утверждает представитель Еврокомиссии Фаузи БЕНСАРСА
— Господин Бенсарса, во время визита в Киев вы провели встречи с украинскими должностными лицами. Каковы итоги вашего визита?
— Как вы знаете, 27 мая на конференции в Брюсселе украинское и польское правительства поддержали проект «Одесса — Броды» и подтвердили его коммерческую жизнеспособность. Позитивные результаты заключаются в том, что представители нефтеперерабатывающих заводов Украины, Польши, Словакии, Чехии и Германии подтвердили свое желание использовать этот нефтепровод. Поэтому выводы таковы: его действительно следует продлить до Плоцка. Такие международные финансовые организации, как Европейский банк реконструкции и развития, а также Европейский инвестиционный банк выразили желание инвестировать в этот проект. Кроме того, им заинтересовались некоторые частные банки. То есть он открыт для частных компаний. Если у вас есть политические заверения правительств Украины и Польши, если у вас готов рынок и международные финансовые организации готовы вкладывать инвестиции, то проект, конечно, будет развиваться быстро. И именно поэтому вице-премьер-министр Виталий Гайдук, его польский коллега Марек Пол и вице-президент Еврокомиссии Лойола де Паласио договорились создать рабочую группу, которая займется развитием проекта.
— Почему, на ваш взгляд, разработка концепции бизнес- плана проекта «Одесса — Броды» и принятие совместной декларации Украиной, Польшей и Европейской Комиссией по сотрудничеству в его реализации породили такие отчаянные попытки реверсировать нефтепровод?
— Буду откровенен. Еврокомиссия не играет в политические игры с нефтепроводами и танкерной транспортировкой нефти, поскольку очень серьезно относится к безопасности энергетических поставок. Мы признали нефтепровод Одесса — Броды — Плоцк очень важным для безопасности всей Европы. В частности, он очень важен для безопасности энергетических поставок в Украине и Польше.
— Почему не может быть так, что Украина немного покачает российскую нефть из Бродов до Одессы, а потом — каспийскую в Европу? Почему идея реверса не соответствует европейской стратегии?
— Этот проект нужно реализовать в три этапа. На первом — нефтепровод будет использоваться для поставок нефти на перерабатывающие заводы Западной Украины. Есть еще перерабатывающие заводы в Словакии, неподалеку от Украины, также существует нефтепровод «Дружба». Объединение этого нефтепровода с Одесса — Броды не требует больших инвестиций. Нефтепровод есть, и можно начать работу уже сейчас — в сентябре — октябре. Второй этап — продление нефтепровода до Польши и Германии, и здесь работу необходимо выполнить профессионально. Что же касается реверсивного направления, хочу, чтобы вы поняли меня четко. Украина — независимое государство, и никто не может ее обязать или вынудить делать то, чего она не хочет. Единственное, что беспокоит ЕС, — безопасность поставок. Поставки морским путем считаются просто опасными. Если Украина начнет использовать этот нефтепровод в направлении Броды — Одесса, то Черное море и пролив Босфор будут еще больше загружены. Евросоюз не хочет повторения той аварии, которая произошла в прошлом году с танкером «Престиж». Поэтому Еврокомиссия поддерживает развитие проекта «Одесса — Броды — Плоцк». Что касается коммерческой стороны вопроса, то это дело частных компаний — обеспечить Украину, Польшу, Словакию инвестициями для развития проекта. И последний вопрос. В следующем году Украина уже будет на границе ЕС. В контексте расширенной Европы нефтепровод Одесса — Броды — Плоцк, который будет транспортировать нефть из Каспийского региона, очень важен. Потому что в Каспийском регионе нефть малосернистая. Если она попадет на нефтеперерабатывающие заводы Европы, это, разумеется, будет плюсом, ведь тогда они будут производить, и для Украины в том числе, продукт очень высокого качества. В целом следует отметить три важных момента. Первый — безопасность поставок, второй — уменьшение поставок морским путем и третий — производство качественных нефтепродуктов. Поэтому мы так серьезно и относимся к этому нефтепроводу.
Выпуск газеты №:
№96, (2003)Section
День Планеты