Прозрачность прежде всего
Российский консул Борис Зубков о предвыборных технологиях и поствыборных перспективах
— Государственное финансирование партий — не российское нововведение, а практика, которая неплохо зарекомендовала себя в западноевропейских странах. Основная его задача — обеспечить прозрачность предвыборной кампании, исключая соблазн партий привлекать средства сомнительного происхождения. В современных избирательных технологиях есть два эффективных способа повышения рейтинга — финансовые возможности кандидата либо административные ресурсы. Понятно, что опираться на административные ресурсы могут далеко не все, поэтому остаются финансовые возможности.
Естественно, существует установленная норма расходов, существует стремление ее превзойти и существуют технологии борьбы с этими устремлениями. Механизм отчетности за выделенные партиям государственные средства прописан в федеральном законодательстве. Те партии, которые не проходят в Думу, обязаны возместить выделенные им из федерального бюджета средства. Противозаконным использованием средств считается все, что имеет признаки подкупа избирателя. Для выявления таких случаев ЦИК и территориальные комиссии проводят соответствующую работу. Как показывает практика предыдущих выборов, активную помощь в ней зачастую оказывают соперничающие блоки, которые внимательно следят за сомнительной деятельностью конкурентов.
Вопрос повышения прозрачности и улучшения контроля за предвыборной деятельностью партий совершенствуется. Отличие сегодняшнего законодательства РФ в том, что Центризбирком отказался от функции принятия решений о снятии кандидатов с дистанции. По вопиющим случаям решение будет приниматься в судебном порядке. Случаи, по которым то ли ЦИК, то ли территориальные комиссии будут иметь претензии, обязательно будут доводиться до сведения самих избирателей. Сегодня предпочтительнее как можно шире знакомить избирателей с информацией о сомнительного рода деятельности кандидатов, чтобы граждане могли сами судить, насколько оправданы те или иные действия кандидатов, и в результате выразить свое мнение на выборах.
— Но ведь последние изменения российского законодательства предусматривают государственное финансирование партий и после выборов. Государственное финансирование — значит из кармана избирателей, налогоплательщиков. Вот порадует какая-нибудь партия, и без того не бедная, за эти деньги иностранного коллегу или российского губернатора, например, борзыми щенками. Как будет отчитываться и будет ли отвечать за такое использование средств?
— Если депутатский корпус нынешнего состава Госдумы в рамках предоставленных ему полномочий высказался за предпочтительность такого принципа — значит, это не дело считать деньги в чужом кармане и давать оценки, богата или бедна та или иная партия. Здесь заложен достаточно справедливый принцип, который стимулирует партии к тому, чтобы они реально оценивали свои возможности на федеральном уровне. Иначе появляются мириады партий-однодневок, которые на деле никого не представляют. Если же партия имеет приличный процент голосов на федеральном уровне, то, наверное, выделение ей определенных средств и оправдывается поддержкой избирателей.
Что касается целесообразности траты тех или иных средств — наверное, это дело аудиторов и ревизоров — пусть они делают соответствующие выводы, доказывают правоту своих претензий.
— Не ограничивает ли права избирателей предоставленная прошедшим в Думу партиям возможность выдвигать на последующих выборах всех уровней своих кандидатов без сбора подписей?
— Наверное, это один из новых постулатов законодательства, практическое воплощение которого надо будет оценить на деле. В то же время нельзя забывать, что поправки в законодательство внесены во многом по итогам аналогичной кампании четырехлетней давности.
— Президент России Владимир Путин сказал, что следующее правительство может быть сформировано думским большинством. Насколько новый состав Думы будет отличаться от нынешнего?
— Мы переходим к сфере прогнозирования, которым более пристало заниматься социологам и политологам, а не официальным представителям государства. Могу сказать только одно: Конституция Российской Федерации право представления кандидатуры премьер-министра в Госдуму закрепляет за президентом. Это его исключительная компетенция и огромная ответственность перед страной. Связывать ли свой выбор с большинством Госдумы или же руководствоваться какими-либо другими принципами, как это было в прежние годы, — опять же вопрос исключительной ответственности президента.
— Как новый состав Думы скажется на российской политике в отношении Украины?
— Все-таки надо более трезво разделять сиюминутное и вечное. Вся логика взаимоотношений России и Украины определяется тысячелетней историей сосуществования и бок о бок, и в рамках единого государства. Поэтому какие-то изменения, то влияние, которое может оказать новый состав Госдумы или правительства, конечно, не могут быть абстрагированы от заложенного в предыдущие годы фундамента взаимоотношений. Даже за десятилетнюю историю сосуществования новой Украины и Российской Федерации уже заложены весомые краеугольные камни наших взаимоотношений. Есть основополагающие двусторонние договора и соглашения, которые цементируют логику взаимоотношений. Поэтому не думаю, что здесь следует ожидать кардинальных изменений.
— Тем не менее, в последние несколько месяцев краеугольный камень пошатнулся от волн в Керченском проливе. Виктор Черномырдин сказал, что излишние эмоции в этом вопросе нагнетались в связи с предвыборной кампанией как в России, так и в Украине. Значит ли это, что в новой Думе излишние эмоции нагнетаться не будут?
— В любом составе Государственной думы, как показывает опыт, будет достаточное количество здравомыслящих людей. Не обойдется, видимо, и без людей, которые постараются покрасоваться на фоне тех или иных событий. Жизнь есть жизнь. Взаимодействие России и Украины определяется прежде всего интересами взаимосвязанности народов наших двух государств. Россияне и украинцы связаны многочисленными взаимными узами, например, родственными отношениями, интересами образования, работы. Государственный и частный бизнес России и Украины также имеет свои интересы. И все эти интересы надо регулировать, балансировать. Между нашими странами была серия мелких торговых войн, обсуждаются наши энергетические вопросы, вопросы топливного комплекса, границ. Все они со временем будут урегулированы путем ведущейся сегодня совместной работы.
КСТАТИ
Граждане Российской Федерации, проживающие или временно находящиеся в Украине, смогут принять участие в выборах в Государственную думу на участках для голосования:
при консульском отделе Посольства России в Киеве (ул. Кутузова, 8, тел. (044) 294-67-01
при Генеральных консульствах во Львове (ул. Левицкого, 95), Одессе (Итальянский бульвар, 7/9), Харькове (ул. Ольминского, 22) и при Русском культурном центре в Симферополе (ул. Киевская, 46).
Избирательные участки будут открыты 7 декабря 2003 года с 8 до 20 часов.
Выпуск газеты №:
№215, (2003)Section
День Планеты