Путь к эффективности
Что сможет реформированный Совет Безопасности ООН?Человеческий прогресс можно измерить тем фактом, что мы живем в век, когда односторонние военные действия, основанные на одной силе, невыносимы. Но распространение идеологии мира не означает, что угрозы безопасности исчезли. Время от времени предупредительные действия могут быть необходимыми. В Африке, например, было бы спасено много жизней, если бы международное сообщество действовало решительно и быстро. События в Ираке также продемонстрировали, что ключевым вопросом мировой безопасности, действительно, является отношение крупных держав к Совету Безопасности ООН.
Потребность в эффективном Совете Безопасности ООН отражает центральную стратегическую уверенность периода после «холодной войны»: угрозы безопасности скорее всего больше не будут принимать форму войны между государствами, но вместо этого будут состоять в актах террора, гражданских войнах и убийствах гражданского населения. Эти угрозы часто связаны с экономическим хаосом и основными неудачами в национальном управлении, и часто для того, чтобы встретить их во всеоружии, будут необходимы международные военные действия. Но законность любых международных военных действий, которые выходят за пределы непосредственной самообороны, требует широкого международного одобрения — а действия без законности обречены на неудачу.
Поэтому международное сообщество должно признать потребность в фундаментальной связи между такими военными действиями и ООН. Установление мира и предотвращение кризиса являются признанными функциями ООН. Но широкая международная поддержка не будет оказана, если военные действия воспринимаются как какая-то форма западного нео-империализма. Этот последний пункт лежал в основе проблем в Ираке. Наращивание американских и британских войск с другими «западными» силами не изменит, особенно на этой поздней стадии, фундаментальное восприятие такого вмешательства как в арабском мире, так и за пределами его.
Только явное, открытое одобрение преобразованного Совета Безопасности ООН может обеспечить законность и международную поддержку, которые необходимы для военных действий — за исключением явной самообороны. Это относится к действиям, которые замышляют отдельные страны, временные союзы или более постоянные союзы, такие как НАТО.
Чтобы Совет Безопасности был эффективным в обеспечении глобального управления в области безопасности, его необходимо преобразовать, чтобы отразить действительность двадцать первого века. Система авторитетного голосования с глобальным представлением должна заменить существующую систему, согласно которой власть вето, основанная на равновесии сил после Второй мировой войны, определяет, что можно осуществить, независимо от мирового мнения.
Новая система должна, конечно, отражать не только размер населения, но и отличающиеся экономические и военные способности наций. Степень «внутренней законности» правительств в отношении прав человека и демократии могла бы стать другим фактором, определяющим авторитет голосования или избирательные права. Такие страны как Индия и Япония должны получить сильный голос. Латинская Америка, Африка и арабский мир также должны увидеть увеличение своего влияния. В Совете Безопасности должно быть постоянное глобальное участие с помощью региональных избирательных округов, хотя количество мест в любой момент должно оставаться в пределах 15 для того, чтобы сделать возможными конструктивные дебаты и степень сплоченности.
Только внутри такого обновленного ООН НАТО или другие военные союзы могут приобрести узаконенную эффективность. В идеале НАТО должна предоставить войска для финансируемых ООН операций вместе с силами из других региональных организаций безопасности, которые можно было бы учредить в Латинской Америке, Азии или Африке. Эти организации сотрудничали бы под явным руководством и с одобрения ООН.
Группа высокого уровня по реформе безопасности, назначенная генеральным секретарем Кофи Аннаном, рассматривает различные варианты. Далеко идущая реформа будет трудной, и некоторые могут полагать, что она вне нашей досягаемости. Но пришло время мыслить смело, отделаться от давления прошлого и попытаться заняться решением проблем нашего века, если мы, действительно, хотим предотвратить катастрофические события и достичь настоящего и длительного глобального мира и безопасности.
Кемал ДЕРВИС — бывший министр экономики Турции. В настоящее время он пишет книгу об улучшении глобального управления совместно с Центром глобального развития в Вашингтоне
Выпуск газеты №:
№134, (2004)Section
День Планеты