«Путин хочет восстановить баланс между кланами»
Отставка генерального прокурора России Владимира Устинова вызвала большой резонанс в мире. Многие эксперты связывают уход влиятельного политика с будущими президентскими выборами в стране. Как видят эту ситуацию в самой Москве? Об этом в комментариях руководителя аналитического департамента «Центра политических технологий» (Россия) Татьяны СТАНОВОЙ.
— Можно ли считать, что отставка генпрокурора Устинова непосредственно связана с борьбой за президентское кресло в России, или решение президента преследовало другие цели?
— Эта отставка связана с нынешней борьбой. Дело в том, что в последнее время Владимир Устинов, являясь ключевой фигурой среди представителей силового окружения президента, стал превращаться фактически из инструмента влияния в субъект политики. Прокурора активно использовали в борьбе с олигархами, в деле «Юкоса». Но Устинов также стал занимать активную идеологическую позицию, делать заявления по вопросам, которые выходят за рамки непосредственной деятельности прокуратуры. Генпрокурор хотел из виртуальной кампании сделать реальную. Кроме того, Устинов своими амбициями стал настораживать лояльных Путину людей. Поэтому сочетание роста амбиций и роста напряженности в элитах и попытки сделать реальной борьбу с коррупцией, — все это вместе дало толчок к тому, что президент принял такое решение. Я думаю, что в действительности Путин хочет восстановить баланс между кланами. Учитывая, что Устинов был ключевой фигурой для силовиков, которые в последнее время поднялись, его снятием Путин выравнивает положение основных игроков. Сейчас, в независимости от того, кто придет в прокуратуру, это будет структура с гораздо меньшим влиянием.
— Генпрокурор мог повлиять на выбор преемника?
— Устинов был самостоятельным игроком и действовал в рамках, которые постоянно расширялись. Он не хотел идти в президенты. Устинов мог действовать против интересов фигур, которые находятся в напряженных отношениях с силовиками. Путину очень сложно «разводить» своих людей, потому что в такой системе у президента ограничен маневр. Если Путин принимает какое- то решение, то в любом случае оказывается, что ущемляются одни интересы, а другие приподнимаются. Ему надо, чтобы все основные ключевые фигуры были приблизительно в одинаковом положении и между ними было как можно меньше вражды. С 2004 года в политике и экономике внесистемные фигуры уже выведены за рамки. А теперь выходит, что дележ сфер влияния начинается со своими. Я думаю, что президент назначит человека на должность генпрокурора, который не будет принадлежать ни к одному клану. Но этот человек будет лично лоялен Путину.
— Как нынешние события отразятся на президентской кампании?
— Этого никто не знает. Похоже, что больше всего стать преемником у первого заместителя председателя Дмитрия Медведева. Естественно, в контексте отставки Устинова, у Медведева очень серьезный интерес поставить доверенное лицо руководить прокуратурой. Удастся ли ему решить этот вопрос, сложно сказать. На мой взгляд, Путин не пойдет на такую уступку. Следует отметить, что сейчас возникла системная проблема. Впервые Путин вынужден идти в ущерб интересам всего своего окружения. Потому что он не может уступить кому-либо из своих людей и вынужден отстаивать свои интересы, ставя фигуру, которая абсолютно лояльна ему лично и при этом не будет действовать в интересах одного из кланов.
Это одна из больших проблем. Силовики отстаивают сохранение за Путиным поста президента. Они прекрасно понимают, что придет Медведев и они окажутся не в самой хорошей ситуации. Я думаю, что этот вопрос в Кремле решат. Здесь своеобразная внутренняя кухня и сложно загадывать что-либо. Но абсолютно точно, что противники Медведева окажутся в сложном положении. Я думаю, что будет вырабатываться какая-то система балансов. Но в каком это виде будет, как будет работать, сейчас прогнозировать рано.
Выпуск газеты №:
№91, (2006)Section
День Планеты