Перейти к основному содержанию

Путин предостерегает Обаму... через The New York Times

Эксперт: Русскому президенту будет очень трудно изображать миротворца
13 сентября, 11:17
ФОТО РЕЙТЕР

Похоже, что благодаря сирийскому вопросу, в частности последнему предложению относительно контроля над химическим оружием в этой стране, российский президент Владимир Путин набирает все больший вес на международной арене и все больше стремится выдавать себя за миротворца. И, как отмечает The New York Times в статье «Обама делает паузу, а Путин между тем занимает центральное место», в последнее время президент РФ достиг ряда целей, в основном за счет Вашингтона. «Он вручил дипломатический спасательный круг своему давнему союзнику в Сирии, президенту Башару аль-Асаду, который не так давно рисковал потерять власть и в отношении которого президент Обама дважды заявил, что тот должен пойти в отставку. Путин не дал Обаме в обход Совета Безопасности Организации Объединенных Наций, где Россия имеет право вето, отстаивать американские приоритеты в одностороннем порядке», — отмечает издание.

Обозреватель этой газеты Морин Дауд пишет, что российский президент хладнокровно высек Обаму и благодаря Сноудену и по Сирии, и только на прошлой неделе назвал Джона Керри лгуном. «Сейчас, — продолжает Дауд, — когда стало ясно, что Обама не способен побудить к самой пустяшной бомбардировке Сирии ни Конгресс, ни американскую общественность, ни свою собственную жену, ни человечество, ни дочь бушевского вице-президента Лиз Чейни, ни даже Дональда Рамсфельда с его «Шоком и трепетом», на помощь ему скачет по пояс голый Путин-Пут (как назвал его Буш), который предлагает выход и способ спасти лицо. Если бы это было кино, мы знали бы, что это подстава. Мы не можем доверять ни бездушному Путину, этому бывшему кэгэбисту, чье лицо сделал еще более каменным ботокс, ни бессердечному Башару Асаду. До вторника Миротворец Путин уже выдвигал свои условия».

Консервативный комментатор Бен Шапиро на сайте breibart.com отмечает: «Президент Обама в отчаянии ухватился за эту оливковую ветвь ... Так россияне и сирийцы выцыганили себе выход из нынешних неприятностей Асада. Асад остается у власти. Его режим остается неприкосновенным. Асад поймал американцев на блефе и выиграл. Это окрылит его, равно как и его кукловодов в Тегеране. Оппозиционеры «Аль-Каиды» тоже остались при своих и, возможно, немного осмелели, увидев пустые угрозы Обами. Путин захватил мировое лидерство в области внешней политики. Между тем Обама провозглашает победу, а его лакеи в прессе склоняют колени перед его гениальностью».

Тем аременем Пегги Нунан в консервативной Wall Street Journal отмечает, что российское предложение на самом деле является «абсурдным» и Обама должен это знать.

«Башар Асад, — продолжает автор, — не сдаст всю свое спрятанное оружие в военное время, в разгар столь ожесточенного конфликта, когда сегодня его вооруженные силы бомбили районы Дамаска, то есть города, в котором он живет. В подобной ситуации его оружие не поддается учету, его нельзя упаковать, транспортировать или от него избавиться, даже если бы он того хотел. Но на то, чтобы абсурдность этого стала очевидной, нужно время — недели, месяцы».

Подобной мысли придерживается Томас Лифсон из журнала American Thinker. «Собрать все химическое оружие было бы сложно даже в мирной стране, — пишет он, — а в Сирии, раздираемой войной, это почти невозможно. Путин и Асад могут стреножить Обаму, просто затягивая этот процесс. В то же время Россия станет главным гарантом мира на Ближнем Востоке, а иранские муллы продолжат свою ядерную программу, цель которой — полностью изменить расписание на Ближнем Востоке. Это колоссальная победа Путина и поражение Обамы».

«Путин не спас Обаму: он его побил», — резюмирует Ли Смит на сайте консервативного журнала Weekly Standard. «Если вашу внешнюю политику придется спасать диктатору, то она у вас неправильная», — говорится в заголовке на либеральном сайте Slate.

Но похоже, что Путин не собирается останавливаться на достигнутом и собирается влиять уже непосредственно на американскую публику, подобно тому, как он делал обращение к украинцам, пропагандируя в телеинтервью Таможенный союз. Свидетельством того — опубликованная на странице статья The New York Times с предостережением в адрес США относительно удара по Сирии.

«Потенциальный удар Соединенных Штатов по Сирии, несмотря на жесткую оппозицию со стороны многих стран и политических, и религиозных лидеров, включая папу римского, приведет к еще большим невинным жертвам и эскалации ситуации, возможно, распространению конфликта далеко за пределы границ Сирии», — отметил российский президент.

Путин приветствовал заинтересованность президента Обамы в продолжении диалога с Россией по поводу Сирии. Но вместе с тем он отметил, что его настораживает попытка президента Обамы подчеркнуть исключительность американской нации.

«Очень опасно вдохновлять людей на то, чтобы они считали себя исключительным, каковой бы мотивация ни была. Есть большие страны и малые, богатые и бедные, с глубокими демократическими традициями и еще ищущие свой путь к демократии. И их политика отличается тоже. Мы все разные, но когда мы просим благословения у Господа, мы не должны забывать, что Бог создал нас равными», — завершает Путин свою статью.

Кстати, один из читателей под ником uncle_from_us на форуме на Радио «Эхо Москвы» так прокомментировал слова Путина: «Мы не защищаем сирийское правительство, а международное право» — «Если международное право позволяет применять оружие массового поражения против своего народа, то ну его на хрен, такое право! Как только диктаторам кто-то наступает на хвост, они тут же начинают кричать о соблюдении международного права».

Обращение президента Путина к американцам появилось в день, когда сирийский кризис обсудят в Женеве главы внешнеполитических ведомств России и США. Их переговоры будут продолжаться вокруг российского предложения поставить сирийское химическое оружие под контроль международных наблюдателей. Сообщается, что переговоры Керри с Лавровым в одной из женевских гостиниц могут продолжаться до трех дней.

Между тем посланцы в ООН пяти постоянных членов Совета Безопасности встретились в Нью-Йорке для обсуждения упомянутого российского плана и возможной резолюции, которая ставила бы Сирию в жесткие рамки в отношении выполнения требования о передаче под контроль и последующем уничтожении химического оружия.

США, Франция и Британия хотели бы, чтобы резолюция содержала угрозу вооруженного удара по Сирии в случае невыполнения, но россияне и китайцы выступают против. «Провал политического урегулирования не только усилил непримиримость, но также привел к появлению на сцене новых действующих лиц и к новым, ранее неслыханным, преступлениям», — заявил глава Независимой международной следственной комиссии по Сирии Паулу Пиньейру.

Вчера стало известно, что в Нобелевский комитет было направлено инициативное письмо с предложением рассмотреть кандидатом на Премию мира президента России Владимира Путина. С предложением наградить Путина выступил президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков. Причиной, которая позволяет наградить Путина, Комков считает попытки российского президента убедить США отказаться от военного удара по Сирии. «Путин прилагает максимум усилий к сохранению мира и спокойствия не только на территории собственного государства, но и активно способствует мирному урегулированию всех возникающих на планете конфликтов», — говорится в письме.

«ДЛЯ ПУТИНА ВСЕ ЭТО СВОДИТСЯ К ВЛАСТИ — ТЕ, У КОГО ОНА ЕСТЬ, — ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ»

Д-р Мэтью РОЖАНСКИ, директор Института Кеннана в Международном центре ученых им. Вудро Вильсона:

— Пока еще очень рано говорить о том, как американские должностные лица или широкая общественность будут реагировать на это письмо. Некоторые, несомненно, согласны с тем, что он говорит. В целом это довольно логичный мессидж о важности международного права, который многие американцы по достоинству оценят. Тем не менее, я думаю, с его стороны было ошибкой то, что он конкретно не вспомнил о проблеме химического оружия и многих трагических жертвах среди гражданского населения. Его изображение конфликта как гражданской войны, которая подпитывается исключительно внешней поддержкой экстремистских повстанцев, несколько односторонне и цинично. Его точка зрения об исключительности американской нации является допустимой, но вряд ли это изменит то, что является основной темой американской политики. Для Путина все это сводится к власти — те, у кого она есть, — исключительные. Я думаю, что для многих американцев исключительность исходит из того, что они считают моральной миссией, независимо от того, правильна ли она или нет.

Я думаю, что Путину будет очень сложно представить из себя миротворца. А изменение Обамой решения в отношении нанесения авиаударов по Сирии будет зависеть от того, будет ли в результате этих усилий сдано химическое оружие.

«ЭТО — ЛИДЕР, КОТОРЫЙ НИ ВО ЧТО НЕ СТАВИТ ВЕРХОВЕНСТВО В ЗАКОНА В СОБСТВЕННОЙ СТРАНЕ»

Лилия ШЕВЦОВА, ведущий научный сотрудник Московского центра Карнеги:

— С точки зрения PR, я думаю, обращение Путина к американскому народу, которое, несомненно, прочтет аудитория, вероятно, не слишком разбирающаяся в российских событиях и в том, каково правление Владимира Путина. Это обращение, действительно, может найти внимательного читателя и поддержку, особенно среди той части американского общества, которая является сторонником мира и которой осточертела политика американского вмешательства, которая хочет уйти отовсюду — из Ирака, Афганистана и ни в коем случае не входить в Сирию.

Если бы подобное обращение сделал Обама к российскому народу, то обращение Обамы с учетом нашего антиамериканизма было бы воспринято гораздо более, скажем, скептически или даже враждебно. Путин, действительно, говорит, и это ощущается, с позиции правоты и позиции силы, так как формально он защищает международно одобренные и согласованные правила игры, подкрепленные законом. Хотя на самом деле получается, в общем, достаточно лицемерная позиция: Путин поддерживает правила игры, которые фактически оставляют Сирию в состоянии гражданской войны, и тогда, когда в Сирии попираются основные ценностные установки, одобренные западной цивилизацией. Получается, что Путин является проповедником верховенства закона. И это — лидер, который ни во что не ставит данное верховенство в собственной стране.

Путин также позволяет себе учить Обаму, заявляя, что не может быть уникальной нации, ведь все мы равны перед Богом. И это говорит российский лидер, провозгласивший год назад тезис об уникальности российской цивилизации, который стал частью обновленной внешнеполитической доктрины России и активно пропагандируется министром иностранных дел.

Сам парадокс заключается в том, что в ситуации абсолютной дезориентации Запада и потери Америкой своей миссии, понимания траектории, векторов в международных отношениях Путин оказывается гораздо более последовательным, оказывается лидером, который говорит с позиции большей убежденности и с позиции правоты.

Это результат того, что Запад оказался в цивилизационной ловушке и не знает, как выйти из сирийского тупика, который является цивилизационным тупиком. Запад воспринимает протянутую Путиным спасительную руку для того, чтобы спасти свое лицо. Путин спасает лицо Обамы, который не знает, как выйти из сирийского тупика. И фактически Обама и Запад соглашаются на решение сирийского вопроса через рассмотрение вопроса безопасности — химического оружия. Хотя на самом деле сирийская проблема — это не использование Асадом химического оружия, а гражданская война и геноцид сирийским лидером собственного народа.

В конечном итоге здесь проиграет не столько Обама, как Запад, потеряв лицо. Поскольку вариант выхода из сирийского тупика, который сейчас рассматривается, вообще невозможен. И в конечном счете, Путин может заявить: идея была хорошей, но ее реализация — плохой, а вот что скажет Обама, так как свою репутацию этим решением он отнюдь не спасет.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать