Равиль ЧЕРДАБАЕВ: Внешняя политика Казахстана определяется экономической мотивацией

Сотрудничество с Украиной Равиль Чердабаев называет одним из приоритетных направлений внешней политики Казахстана. Что до участия казахстанских компаний в международном консорциуме по эксплуатации нефтепровода «Одесса — Броды», то этот вопрос будет определяться только с позиции экономической выгоды.
— Ощущает ли Казахстан выгоду от членства в ЕврАзЭС? Недавно Россия начала антидемпинговый процесс против казахстанских производителей, что недопустимо между двумя государствами — членами Сообщества. Насколько, в таком случае, работают механизмы, заложенные в основание этой организации?
— Прежде всего, хотел бы напомнить, что участие Казахстана в Таможенном союзе, являющемся основой организации ЕврАзЭС, привело к росту товарооборота с государствами-участниками. В рамках ЕврАзЭС создается механизм более широкого сотрудничества — это режим свободной торговли, формирование законодательных основ для создания благоприятных условий налоговой, тарифной политики, взаимодействие национальных валютно-финансовых систем и др. Формируется Транспортный Союз, общий энергетический рынок, единое таможенное пространство, проводится гармонизация национальных систем образования, науки и культуры.
Привлекательность участия в ЕврАзЭС характеризуется цифрами: в истекшем году объем взаимной торговли между странами-членами ЕврАзЭС достиг $ 3 млрд., а рост ВВП этих стран в среднем составил от 4% до 13,2%.
По оценкам экспертов, промышленный потенциал стран, входящих в Содружество независимых государств, составляет примерно 10% мирового, запасы основных видов природных ресурсов — около 25%, экспортный потенциал — 4,5%. Сегодня отличительной чертой мировой экономики является растущая экономическая интеграция целых регионов и континентов. И чтобы попасть в фарватер мирового развития странам СНГ необходимо интегрироваться экономически. Этому способствуют традиционные производственно- технологические и кооперационные связи между предприятиями, идентичная система построения организационных и финансовых структур, единая научно- техническая база.
Что касается антидемпингового процесса по импорту казахстанской стали, я не стал бы драматизировать ситуацию и напрямую связывать ее с деятельностью ЕврАзЭС. Эта организация проходит этап своего становления и постепенно будет совершенствоваться и лучше адаптироваться к меняющимся условиям. Кроме того, как представляется, лучшим средством против антидемпинговых процессов будет как раз углубление межотраслевого сотрудничества, согласованность действий сторон с целью создания емкого и сбалансированного внутреннего рынка, а также совместного отстаивания интересов на мировом рынке. Во многом эти цели преследует Евразийское экономическое сообщество.
— Заинтересован ли Казахстан в Украине как в стране для экспорта нефти?
— Сотрудничество с Украиной является одним из приоритетных направлений внешней политики Казахстана. Мы рассматриваем Украину, как государство с мощным производственным, научно-техническим и кадровым потенциалом, занимающее важное геополитическое и транзитное положение на стыке транспортных путей Европы и Азии. В частности, большой интерес представляет построенный нефтепровод «Одесса — Броды» и новые возможности транзита нефти. Как известно, к 2010 году в Казахстане планируется добывать около 100 млн. тонн нефти ежегодно. Что касается конкретного участия казахстанских компаний в международном консорциуме по эксплуатации нефтепровода, хотел бы отметить, что этот вопрос будет определяться только с позиции экономической выгоды.
— Рассматривает ли Казахстан возможность сотрудничества с ГУУАМ?
— Казахстан внимательно следит за деятельностью организации ГУУАМ и приветствует любые формы регионального сотрудничества направленного на экономический рост, укрепление стабильности и, в конечном счете, на рост благосостояния народа. Возможность же участия в рамках ГУУАМ во многом будет определяться жизнеспособностью организации, реальной экономической отдачей. Внешняя политика независимого Казахстана сегодня определяется экономической мотивацией.
— Большинство иностранных инвестиций в Казахстане вложены в нефтяную промышленность. Не считают ли это в Астане определенным перекосом? Привлекает ли Казахстан иностранных инвесторов к другим, не сырьевым сферам своей экономики? Каковы особенности работы с иностранными инвесторами в Казахстане?
— Прежде всего, хотел бы подчеркнуть, что в Казахстане приняты все необходимые законы, регламентирующие порядок привлечения иностранных инвестиций, льготы для инвесторов и прочие условия. Привлечению инвестиций также способствовала политика ограниченного вмешательства государства в экономику. Прозрачность условий инвестиционного сотрудничества, незыблемость договоренностей и с инвесторами, гарантии возврата капиталов являются краеугольными камнями инвестиционной политики. В центре внимания государства была и остается защита иностранных инвестиций.
Всего, с момента обретения независимости, Казахстан привлек прямых иностранных инвестиций на сумму около 20 млрд. долларов. По оценкам экспертов, казахстанской экономикой получено более 80% всех прямых инвестиций, поступивших в Центральную Азию. В прошлом году Всемирный банк включил Казахстан в число 20 стран мира, привлекающих наибольшие объемы инвестиций.
60% от общей суммы инвестиций вложены в топливно-энергетический комплекс, в том числе 45% — в нефтегазовую отрасль. Остальная часть — в обрабатывающую промышленность, аграрный сектор, машиностроение, сферу высоких технологий. Мы не считаем перекосом преобладание объемов инвестиций в нефтегазовой отрасли так как на это существует ряд объективных причин, в числе которых — преимущественно сырьевая структура казахстанской экономики, высокая ликвидность энергоносителей, ориентированность нефтегазовой отрасли на экспорт и многие другие. Благодаря привлечению инвестиций, сегодня ТЭК Казахстана стал своеобразным «локомотивом» для других отраслей казахстанской промышленности.
— Насколько эффективной была проведенная в прошлом году амнистия теневых капиталов? Какую часть от предполагаемого объема «темных денег» составляют полученные в ее результате полмиллиарда долларов? Каким образом используются возвращенные деньги в экономике страны, в какие сферы хозяйства они вложены?
— Мы оцениваем итоги либерализации теневого капитала как достаточно успешную акцию. По данным Нацбанка Казахстана, за один месяц в казахстанские банки поступило свыше $480 млн., из них более 82% — наличными долларами, 11,4% — переводами с валютных счетов зарубежных банков и 6% — наличными тенге. Минимальная легализованная сумма — около $2 тыс., максимальная — около $80 тыс. (наличными). Никаких налогов с этих сумм не платилось. Более того, Министерство доходов приняло решение уничтожить все декларации о доходах и имуществе граждан за период с 1995 по 2000 год.
Что касается оценки общего объема теневых капиталов, то это прерогатива экспертов.
Государство не имеет права распоряжаться возвращенными деньгами. Это вклады частных лиц, и те, кто рискнул легализовать свой капитал, могут им свободно пользоваться — вложить в предпринимательство или другие сферы экономики. Речь идет о том, что теперь эти деньги легально будут работать на казахстанскую экономику. Работа по детенизации финансовых средств продолжается.
— Не создается ли в Казахстане впечатление, что влияние России в Центральной Азии ослабло со времени начала антитеррористической операции в Афганистане, в то время как влияние США в регионе возросло?
— На мой взгляд, проведение США антитеррористической операции в Афганистане и поддержка борьбы с терроризмом со стороны центрально-азиатских государств, а также России, безусловно, отразились на активизации взаимодействия стран региона с американской стороной. Это связано не только с сотрудничеством в ходе военной операции, но и с оживлением внешнеполитического диалога. Вопрос не только в том, чтобы ликвидировать террористов, а и в том, чтобы устранить причину возникновения, почву этой проблемы. Это требует длительного совместного труда заинтересованных стран, а именно — решения экономических, социальных, политических и иных вопросов. Надо отметить, что диалог этот строится при активном участии и конструктивном содействии российской стороны.
Казахстан, как и Украина, поддержал проведение антитеррористической операции в Афганистане, обеспечив транзит грузов и техники через свою территорию. Одновременно мы объявили о своей готовности принять беженцев из этой страны. В целом, мы считаем, что события в Азии вызывают настоятельную необходимость выработки механизмов, которые бы обеспечили региональную безопасность и стабильность. На это, в частности, направлена инициатива Казахстана по созыву Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии. При этом, наши предложения предусматривают не только меры по предотвращению конфликтов, но и улучшение социально-экономического положения региона. Ведь истоки терроризма в Афганистане во многом кроются в бедности, нищете и разрухе, многие годы царящей в этой стране из-за непрекращающихся войн.
Выпуск газеты №:
№157, (2002)Section
День Планеты