Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Разочарование Абхазии

Янал КАЗАН: «Народ не верит своим руководителям»
07 декабря, 20:05
СТОРОННИКИ СЕРГЕЯ БАГАПША ПОКИДАЮТ ЗАНЯТЫЕ ИМИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ ЗДАНИЯ В СУХУМИ / ФОТО РЕЙТЕР

Лидер абхазской оппозиции Сергей Багапш и его бывший соперник Рауль Хаджимба подписали соглашение о разделении власти. По его условиям, повторные выборы, на которых Багапш будет баллотироваться на пост президента, а Хаджимба — на пост вице-президента, должны пройти до 13 января 2005 года. Если Хаджимба нарушит соглашение, состоится инаугурация Сергея Багапша. Как сообщается, вооруженные сторонники обоих кандидатов в президенты стали покидать Сухуми. Переговоры, в результате которых был достигнут компромисс, проходили при участии премьера де- факто правительства Абхазии Нодара Хашба, заместителя генерального прокурора России Владимира Колесникова и вице-спикера российской Госдумы Сергея Бабурина. «Я не хочу считать это заслугой России. Решающее слово сказал абхазский народ», — заявил президент РФ Владимир Путин, комментируя сухумское соглашение. Тем временем Совет министров Абхазии в изгнании заявил, что «путем политического давления, угроз и шантажа власти России полностью игнорируют волю проживающего в Абхазии населения и способствуют возникновению хаоса и противостояния среди местного населения».

Мнений об абхазском кризисе — множество. «День» предлагает вашему вниманию взгляд на события в Сухуми доктора Янала Казана, президента Абхазского альянса в США. Янал Казан до 1999 года был представителем де-факто президента Абхазии Владислава Ардзинба в Соединенных Штатах, но ушел в отставку из-за различий в политических взглядах. Как отмечает интернет-журнал Civil Georgia, многие наблюдатели считают, что избирательный кодекс самопровозглашенной республики, который запрещает участвовать в выборах президента кандидату, если он на протяжении последних пяти лет не проживал на территории Абхазии, был принят для того, чтобы доктор Казан не мог выставить свою кандидатуру.

— Существует ли, по вашему мнению, определенный сценарий развития событий в Абхазии? Если да, то кому он выгоден?

— Выборы, проведенные в Абхазии 3 октября, не были демократическими и законными. Они не были всеобщими и не учли мнение подавляющего большинства абхазов, живущих за границей, но имеющих неотъемлемое право быть частью выборного процесса. Незаконные выборы имеют незаконные и бессмысленные результаты. Голосование было подтасовано, как и большинство выборов в СНГ. Проигрывает демократия, а в выигрыше оказываются небольшие заинтересованные группы — я подразумеваю тех, кто стоит за спинами Багапша, Хаджимба и Ардзинба.

— До последних переговоров с Багапшем Рауль Хаджимба заявил об опасности разделения Абхазии на две зоны. Существует ли такая опасность в случае, если противостояние снова обострится?

— Нет, Абхазия и без того маленькая. Ее народ до сих пор сплочен вокруг своего руководства, даже не популярного, — сплочен против Грузии.

— Будет ли новый президент Абхазии иметь проблемы с легитимностью на родине? О международном признании пока не будем говорить.

— Новый президент будет и легальным, и легитимным тогда, когда все абхазы, и на родине, и за рубежом, а также грузинские беженцы примут участие в выборном процессе.

— Какова роль Нодара Хашба, переехавшего в кресло премьер-министра Абхазии из кабинета в Министерстве по чрезвычайным ситуациям России?

— Надеюсь, никакая. Он сторонник Ардзинба. Уж чего точно не нужно Абхазии, так это еще десяти лет прежней жизни. Абхазы должны вступить в XXI век с надеждой и оптимизмом. Абхазия должна вновь занять свое место под солнцем в качестве столицы туризма, как это было в бывшем Советском Союзе, и стать Швейцарией на Кавказе.

— А каковы истинные намерения Владислава Ардзинба?

— Они не совсем ясны, так как он скрывает свои цели за тенью нейтралитета. Наследие Ардзинба навсегда останется темной страницей нашей истории. Он был славен в годы войны, но не смог добиться мира, а без достойного мира с Грузией Абхазии идти некуда.

— Как изменится абхазское общество после кризиса? Чего хочет народ от своих политических лидеров, от Росси и от Грузии?

— В настоящее время не могу сказать, как изменится абхазское общество после данного кризиса — трудно предвидеть, как будет развиваться и как закончится сам кризис. Я могу заверить вас в одном: абхазы — свободолюбивый народ, и они больше никогда не станут рабами российских или грузинских хозяев. У нас есть неразрешенные проблемы с грузинами, которые должны быть решены за столом переговоров. Поведение России до сих пор было разочаровывающим, если не сказать больше. Народ скептически относится к своим руководителям и их намерениям. Народ им не верит. Такое настроение умов — результат 75 лет господства коммунистической идеи. Абхазский народ хочет иметь лидеров, которым сможет верить, получить лидера, который сможет дать надежду и перспективу, заслужит титул президента.

От России абхазский народ ожидает защиты от грузинского военного авантюризма. Абхазы гордятся своими тесными связями с Россией, но не за счет вмешательства в свои внутренние дела. Что касается Грузии, то абхазы хотели бы установить равноправные взаимоотношения, быть не второсортными гражданами в федерации, а полноправными партнерами внутри конфедерации. Не в полномочиях грузинского руководства предоставлять что-то абхазам, скорее, это право абхазов — сказать грузинам, как они хотят жить в Абхазо-Грузинской Республике, конфедерации или союзном государстве, с новой конституцией, которая будет уважать права всех меньшинств.

Искренне надеюсь, что украинский и абхазский народы мирными и демократическими методами решат свою судьбу во имя будущих поколений.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать