Перейти к основному содержанию

Реалистичный конструктивный подход — ключ к решению приднестровской проблемы

19 октября, 00:00
Наша газета уже печатала в №178 от 28 сентября с. г. интервью с вице-президентом самопровозглашенной Приднестровской Республики Александром Караманом. В ответ на этот материал, а также учитывая небывалый интерес украинского читателя к проблемам соседнего с Украиной государства, Чрезвычайный и Полномочный Посол Молдовы Ион Лешану отобразил позицию официального Кишинева относительно молдавско- приднестровских отношений.

Интерес украинского читателя к проблемам, которые часто называют «урегулированием последствий Приднестровского конфликта» далеко не праздный.

Не буду скрывать — переговорный процесс, связанный с ликвидацией последствий Приднестровского конфликта, протекает чрезвычайно сложно. Руководство нашей страны серьезно озабочено отсутствием сколько-нибудь существенных результатов в решении ключевого вопроса — определении особого статуса Приднестровья в составе территориально-целостной Республики Молдова. Хотя сам факт, что диалог практически не прерывается, что всегда есть возможность встретиться с представителями Тираспольской администрации и обсудить острые вопросы — фактор, конечно, положительный. Хочу напомнить, что переговоры по поиску путей из выхода из ситуации, сложившейся в результате событий 1992 года, длятся уже более пяти лет. За этот период сторонами подписано свыше 40 документов по экономическим и политическим вопросам, которые в той или иной мере позволяют регулировать наши отношения. Несомненно, главным документом является Меморандум об основах нормализации отношений между Республикой Молдова и Приднестровьем, скрепленный подписями президентов Украины, России, Молдовы, действующего Председателя ОБСЕ и руководителя Тираспольской администрации И. Смирнова. В нем, в частности, предусматривалось обязательство сторон приступить к разработке статуса Приднестровья сразу после его подписания. С тех пор прошло более двух лет, однако, серьезных сдвигов в этом направлении нет. Между тем наша страна неоднократно подтверждала свою готовность к окончательному решению вопросов, связанных с последствиями конфликта, исключительно политическими средствами и предоставлению региону широкой автономии в рамках единого государства. Как показывает мировой опыт, территориальная автономия — это гибкое и эффективное распределение полномочий, направленное на сохранение единства государства с учетом своеобразия населения.

В настоящее время нет недостатка в проектах документов по урегулированию отношений между Молдовой и Приднестровьем. В прошлом году поступил проект стран-посредников и миссии ОБСЕ в Молдове, в текущем году проекты документов предложены Украиной и Молдовой. На наш взгляд, любой из этих проектов мог бы стать основой для переговоров.

Между тем Тираспольская администрация все более открыто уклоняется от обсуждения по существу статуса региона, упорно отказывается рассматривать не только проект Кишинева, но и стран-посредников. При этом она настойчиво навязывает Молдове заведомо неприемлемые предложения. Так, в начале 1998 года Приднестровье внесло для обсуждения проект декларации о государственности «Приднестровской Молдавской Республики», летом 1999 года — проект декларации об общем государстве. Эти документы призваны узаконить существующий раздел страны и предполагают создание союза двух независимых, суверенных государств.

Таким образом, тираспольские лидеры, заявляя о своей приверженности нормам международного права, все более откровенно игнорируют их. В последнее время кое-кто в Приднестровье настойчиво продвигает идею о том, что для разрешения так называемых новых конфликтов принципы международного права, в том числе соблюдения территориальной целостности государств, неприемлемы, что мировой опыт по улаживанию конфликтов не применим к ситуации, сложившейся в отношениях между Молдовой и Приднестровьем.

В свою очередь, Республика Молдова придерживается четкой и последовательной позиции. Она заключается в том, что при решении приднестровской проблемы должны полностью соблюдаться общепризнанные нормы международного права относительно суверенитета и территориальной целостности государства. В Меморандуме указано, что «стороны строят свои отношения в рамках общего государства в границах Молдавской ССР на январь 1990 года». Исходя из того, что республика Молдова является правопреемницей Молдавской ССР, признанным субъектом международного права, молдавская сторона считает, что она и должна быть тем общим государством, в состав которого включалось бы Приднестровье, статус которого и предстоит выработать в ходе переговоров.

Важным этапом переговорного процесса стала встреча, состоявшаяся 13 июля текущего года в Киеве, в ходе которой было принято Совместное заявление. В нем, в частности, подчеркнуто, «что при отсутствии исторических, религиозных, национальных и иных противоречий не существует объективных преград для политического решения проблемы». Такое положение, безусловно, внушает оптимизм. Дело сейчас за тем, чтобы мы и наши партнеры по переговорам наполнили конкретным содержанием понятия общих границ, экономического, правового, оборонного и социального пространств, на принципах которых мы согласились строить свои отношения.

Выше мне уже приходилось говорить о том, что важной частью переговорного процесса являются наши усилия по реинтеграции экономики страны. И в этом направлении кое-что удалось сделать. Действуют совместные комиссии по социально-экономическому сотрудничеству и т. д. Хотя и нерешенных проблем взаимодействия в экономике и социальной сфере еще очень много. Однако вызывает удивление то, что в Тирасполе часто причины кризиса в экономике объясняют тем, что Молдова якобы осуществляет экономическую блокаду региона. При этом они пользуются тем, что реальное положение вещей известно далеко не всем.

Что же происходит на самом деле? Взять, к примеру, таможню так называемого «независимого государства». Возможностью полноценной деятельности она обязана Молдове, которая в 1996 году предоставила Приднестровью право использовать свои штампы и печати для таможенного оформления грузов. Кстати, в подписанном тогда по этим вопросам соглашении предусматривалось, что Приднестровье ликвидирует таможенные посты вдоль административной границы со стороны Молдовы. Однако до настоящего времени этот пункт не выполнен. Более того, к ним добавились еще и пограничные посты, создав таким образом серьезные препятствия для перемещения людей, товаров между правым и левым берегами Днестра.

Здесь же уместно напомнить, что экономические агенты Приднестровья в дальнем и ближнем зарубежье выступают как представители Молдовы. Они пользуются рядом преимуществ, вытекающих из соглашений Молдовы с другими государствами, в соответствии с которыми их товары освобождаются от таможенных пошлин и некоторых налогов, либо им предоставляются другие льготы. Речь, прежде всего, идет о соглашениях по свободной торговле, о взаимной поддержке и защите инвестиций, об избежании двойного налогообложения и т. д.

Экономическим агентам региона беспрепятственно выдаются сертификаты происхождения товаров, лицензии на экспорт в страны Европейского Союза, Канаду, Японию, США, которые не только облегчают продвижение приднестровских товаров на рынки этих стран, но вследствие таможенных льгот делают их конкурентоспособными.

Кстати, разрешения автотранспортным предприятиям, расположенным в левобережных районах выдаются наравне со всеми экономическими агентами страны. При этом следует отметить, что предприятия левого берега не вносят в бюджет страны никаких взносов. Надеюсь, что эта информация поможет непредвзятому читателю сделать выводы о том, осуществляется Молдовой экономическая изоляция Приднестровья или нет.

Короткая газетная статья не дает возможности подробно остановиться на всех аспектах взаимоотношений Молдовы и Приднестровья. Здесь отражена лишь небольшая часть существующих сегодня проблем. В завершение скажу, что молдавская сторона исходит из объективной необходимости урегулирования приднестровской проблемы. Мы также хорошо понимаем, что при несомненной заслуге и высокой роли стран- посредников, международных организаций соглашение о нормализации отношений, о статусе Приднестровья должно стать плодом совместных усилий Кишинева и Тирасполя. Только мы можем договориться, как нам жить дальше. Выражаю надежду, что эти мысли разделяют и здоровые силы в Приднестровье.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать