Перейти к основному содержанию

Референдум как мощный инструмент для президента

Эксперт: «От Порошенко на саммите ждут заявлений о достижениях, а не об ожиданиях»
08 июля, 20:12
ФОТО АПУ

Сегодня президент Украины Петр Порошенко прибыл в Варшаву и почти сразу принял участие в открытии заседания Североатлантического совета на уровне глав государств и правительств. Заседание Комиссии НАТО-Украины на уровне глав государств состоится завтра в полдень.

«День» обратился к эксперту Германского фонда Маршалла (German Marshall Fund) Бруно ЛЕТЕ с просьбой прокомментировать заявление госсекретаря США Джона Керри после встречи с украинским президентом Петром Порошенко накануне в Киеве, а также рассказать, о чем должен говорить глава украинского государства, чтобы приблизить членство нашей страны в Альянсе. Напомним, что шеф американской дипломатии сообщил журналистам, что Порошенко сам заявил, что он и Украина еще не приняли решение, хотят ли подавать заявку на членство в НАТО.

«НАТО НЕ ДЕЛАЕТ СЕКРЕТА ИЗ ФАКТА, ЧТО ОНО ХОЧЕТ, ЧТОБЫ УКРАИНА ПРЕЖДЕ ВСЕГО РЕФОРМИРОВАЛАСЬ»

— Конечно, НАТО поддерживает усилия Украины по вступлению в Альянс. И это общая картина. Кроме того, подача заявки на членство в НАТО — это не процесс одного-двух дней. Если вы посмотрите на новых членов, страны Балтии и Польшу, то процесс вступления занял почти 10 лет. Так что это долгий процесс.

НАТО не делает секрета из факта, что оно хочет, чтобы Украина прежде всего реформировалась. В частности реформировала частный, военный и государственный секторы. Порошенко и все украинское правительство положили начало серии инициатив в этом направлении. Однако основной результат еще нужно увидеть. И прогресс Украины на сегодняшний день не такой, на который мы надеялись. И поэтому Украине нужно еще сделать много работы и приложить немало усилий в этой сфере. Поэтому именно такой сигнал хотят послать союзники: мы приветствуем Украину, но она должны прежде всего реализоваться.

— Разве для Украины не было бы важно сейчас подать заявку на членство, чтобы продемонстрировать серьезность намерений?

— Я не думаю, что Украине имеет смысл подавать заявку на членство до тех пор, пока украинские вооруженные силы не соответствуют стандартам НАТО. И конечно до этого времени НАТО будет помогать и оказывать поддержку, давать деньги, знания, делиться опытом. Поэтому сейчас самое важное — реализовать реформы, модернизироваться. И у украинского правительства есть план модернизации вооруженных сил до 2020 года. По моему мнению, это ключевой документ. И когда главные результаты будут видны, то согласно этому документу для Украины будет существовать смысл подавать заявку на членство в НАТО.

— А что вы думаете об идее проведения референдума, который бы продемонстрировал волю украинского народа относительно вступления в НАТО как это, например, ранее сделала Грузия?

— Конечно, голос людей мог бы дать политический мандат, ускорить переговоры об усилении сотрудничества с НАТО, а также нейтрализовать определенные силы внутри Украины, выступающие против членства в Альянсе. Конечно, это был бы мощный инструмент для президента. Но я бы предостерег от проведения референдума, поскольку иногда они не дают того результата, который вы ожидаете.

«Я НАДЕЮСЬ, ЧТО БУДЕТ СИЛЬНОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ ОБ УКРАИНЕ В СОВМЕСТНОЙ ДЕКЛАРАЦИИ ВАРШАВСКОГО САММИТА НАТО»

— Должно ли НАТО на этом саммите поддержать атлантические перспективы Украины, о чем выразила надежду администрация президента Украины?

— Я думаю, что это очень важно, чтобы и Европа, и США, и все трансатлантическое сообщество дали сигнал, что Украина имеет будущее в евроатлантической семье. Я надеюсь, что будет сильное заявление об Украине в совместной декларации Варшавского саммита НАТО, и Альянс вновь подтвердит политическую поддержку евроатлантической интеграции. И то, что происходит на пути интеграции в НАТО, должно происходить и на пути интеграции в ЕС.

И здесь важно, чтобы и НАТО, и ЕС и отдельные страны послали такой сигнал Украине, поскольку это подтолкнет Украину продолжить движение по этим дорогам.

— Кстати, считаете ли вы целесообразным, чтобы в Варшавской декларации было закреплено утверждение, принятое на Бухарестском саммите, что Украина и Грузия в будущем станут членами НАТО?

— Я думаю, что будет немного сложно восстановить Бухарестское заявление в Варшаве. Для многих стран обещание Бухарестского саммита выглядит сложновыполнимым в краткосрочной перспективе. Так, в Бухаресте было сказано, что Украина и Грузия однажды станут членами НАТО. И тогда не был указан срока. По моему мнению, здесь в Варшаве прозвучит сигнал поддержки, но не будет восстановления Бухарестского обещания. Нет повода лидерам возобновлять или повторять обещание, которое было уже дано.

— Однако НАТО каким-то образом должен заявить, что двери Альянса должны быть открыты?

— Да, двери НАТО открыты. Посмотрите, Черногория сейчас как раз вступает в НАТО. Но процесс расширения в Восточной Европе намного сложнее. И если вы сравните Черногорию с Украиной, то Черногория работала почти несколько десятилетий, прежде чем она вступила в НАТО. И Черногория начала процесс вступления давно, а Украина только два года назад. Это почти ничто. Поэтому необходимо еще сделать много работы.

— Как, на ваш взгляд, должно ли украинское руководство здесь, на саммите, демонстрировать желание вступить в НАТО?

— Очень важно, чтобы украинское руководство не только приехало в Варшаву, чтобы сказать, что Украина хочет стать членом. Гораздо важнее, чтобы руководство Украины сообщило о своих достижениях. Не только о своих ожиданиях, но и о своих достижениях, об успешной трансформации Украины после Евромайдана. Важно сообщать о таких достижениях, чтобы Украина могла преодолеть неправильное восприятие, негативное впечатление, а также предложить определенные аргументы, что Украине достигает прогресса. С другой стороны, Украина должна  говорить о своих потребностях, и касательно трастовых фондов и будущего Всеобъемлющего плана помощи, который будет принят на саммите, Украина должна сказать НАТО, как она конкретно будет их имплементировать.

— Что вы можете сказать о роли Польши, в частности о заявлении президента Анджея Дуды, что политика открытых дверей НАТО должна оставаться?

— Польша — друг Украины, с которой вы исторически и культурно определенным образом близки. Конечно, Польша будет оказывать давление, чтобы политика открытых дверей сохранялась. Но Польша сама не может это решать. Это должно быть единогласное решение всех членов. Однако я верю, что Польша оказывает положительное влияние и направляет Альянс к политике открытых дверей.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать