Перейти к основному содержанию

Реформы против терроризма

Ирак должен стать примером для стран Ближнего Востока
14 апреля, 00:00
Сегодня американский президент Джордж Буш должен встретиться с премьер-министром Израиля Ариэлем Шароном. Позавчера на ранчо в Техасе состоялась встреча лидера США с египетским коллегой Хосни Мубараком (на фото). В центре внимания переговоров — драматическое развитие событий на всем Ближнем Востоке: иракские волнения, урегулирование палестино-израильского конфликта. От решения этих проблем во многом зависит реализация инициативы США по реформированию Большого Ближнего Востока.

Намерения провести реформы на Ближнем Востоке не новы, однако все они «происходили» извне. Первыми с инициативами реформирования выступили европейские страны в начале 90-х, однако им пришлось отказаться от своей идеи из-за начала гражданской войны в Алжире. Запад предпочел заниматься своими проблемами. 11 сентября 2001 года оказалось переломным днем. Когда стало известно, что все исполнители терактов в Нью-Йорке и Вашингтоне — выходцы из стран Ближнего Востока, в США начали понимать, что диктаторские режимы в этом регионе являются источником терроризма.

После свержения в Ираке одного из самых ужасных диктаторских режимов XX века США разработали инициативу под названием «Большой Ближний Восток», которая охватывает довольно обширную территорию — от Пакистана на востока до Мавритании на западе. Цель американских планов, которые должны обсуждаться на саммите «восьмерки» в июне этого года, — осуществление глубоких политических и экономических реформ в регионе. Реакция со стороны арабского мира была вполне прогнозируемой. Президент Египта Хосни Мубарак специально встретился с руководством Италии и Франции, чтобы убедить их в несвоевременности любых резких движений в сфере политического реформирования. Его аргумент был прост, но не бесспорен: попытки демократизации приведут к власти новых людей, которые могут сорвать процесс мирного урегулирования на Ближнем Востоке. Кроме прочего, египетский лидер предупреждает, что к власти в странах региона могут прийти исламские экстремисты. Подобные заявления ориентированы более на западного обывателя, в то время как у себя дома Хосни Мубарак, пребывающий на должности президента с 1981 года, заявляет, что просто не приемлет инициативы из-за границы и что реформы должны происходить без диктата извне.

Существует несколько реальных причин, почему арабские страны боятся реформирования. Во- первых, правящие режимы обоснованно опасаются, что политические свободы заставят их попрощаться с властными позициями. Во-вторых, многие усматривают «злой умысел» в американских планах, а именно: Вашингтон попытается усилить роль Израиля в регионе. В-третьих, некоторые арабские страны считают, что реформистские советы извне могут негативно повлиять на их территориальную целостность и привести к распаду по этническим и религиозным причинам. К таким государствам относятся Сирия, Саудовская Аравия и Алжир. Американские инициативы в действительности не пользуются особой популярностью не только среди руководства стран региона, но и среди самого населения. Для многих непонятно, к примеру, почему США не исполнили ни одного обещания относительно Ирака (основное — передача власти)? Почему Штаты сами нарушают права человека (пребывание без суда и следствия сотен заключенных в Гуантанамо)? Почему Вашингтон раньше поддерживал диктаторские режимы на Ближнем Востоке, а теперь стремится их изменить?

Главнейшая задача США состоит в том, чтобы завоевать доверие населения. Для этого необходимо решить по крайней мере две проблемы. Первая — навести порядок в Ираке и построить там демократическое государство. Багдад должен стать примером для подражания всему региону, после чего сами народы будут восставать против диктаторских режимов. Но США должны опасаться террористов в Ираке, которых могут поддерживать правительства арабских стран, чтобы затормозить демократические процессы. Вторая — США должны исполнить свои обещания по созданию Палестинского государства, так как все арабские лидеры связывают реформирование с нерешенностью палестинского вопроса.

Из «неарабских» государств в поле зрения Вашингтона — Иран. США будут продолжать давить на религиозный режим этой страны, поскольку Тегеран может отрицательно повлиять на новое правительство в Ираке, в котором будут иметь преимущество шииты. Кстати, мировые масс-медиа обращают внимание на то, что Иран в открытую поддерживает нынешние экстремистские действия в Ираке шиитского лидера Муктады Садра. Не исключено, что Тегеран попытается поддерживать шиитов, проживающих на востоке Саудовской Аравии, чтобы воспрепятствовать тамошнему реформированию.

Судя по всему, арабские страны не столько не готовы, сколько не желают принимать американскую инициативу по реформированию. Из-за разногласий по этому поводу несколько недель назад так и не состоялось заседание Лиги арабских государств. Не смогла организация представить и встречные инициативы по реформированию арабского общества. Таким образом, все зависит от усилий Вашингтона. США должны использовать все возможности для реализации своих планов. В свою очередь население Ближнего Востока должно поддержать такие усилия, иначе неизбежна дальнейшая консервация политической жизни региона. Триста миллионов арабов наконец должны стать важной частью развития мирового сообщества. Только реформирование может развеять сложившийся стереотип: все, что сделали арабы за последние 50 лет, — это породили экстремизм и терроризм. Режимы Ближнего Востока должны не отбрасывать американские инициативы, а активно их изучать и осуществлять, чтобы войти в историю не как диктаторы, а как реформаторы.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать