Россия открывает «консервы»
Российско-германско-французский саммит во французском городе Девиле может оказаться решающим в разрешении конфликта вокруг Приднестровья. Уже давно в Москве близкие к центрам принятия решений политики и политологи поговаривали о том, что левому берегу Днестра пора договориться с правым и найти какой-то modus vivendi в рамках единого Молдавского государства. Первый неприятный сигнал для тираспольских властей прозвучал после конфликта с Грузией и признанием Россией Южной Осетии и Абхазии. Уже тогда было твердо заявлено, что Приднестровье на аналогичный статус не должно рассчитывать. Его случай совсем другой. При этом внятного объяснения, в чем в Первопрестольной видят это отличие, несмотря на все попытки, приднестровские власти не получили. Сам факт разного отношения в российской столице к мятежным грузинским автономиям и приднестровским сепаратистам проявился гораздо раньше так называемого принуждения Тбилиси к миру.
Началось все с попыток Москвы найти ту черную дыру, через которую утекали безвозвратно выделяемые на поддержание Приднестровья деньги. В Тирасполе не на шутку обиделись. Они же бастион защиты российских интересов в стратегически важном регионе, какие тут могут быть денежные расчеты. Однако в российской столице решили, что табачок все-таки врозь. Еще два года назад председатель комитета Государственной думы по делам стран СНГ и связям с соотечественниками Алексей Островский призвал власти Приднестровья оставить попытки добиться международного признания. Процесс охлаждения к Тирасполю со стороны Москвы несколько затормозился общим ухудшением отношений после прихода к власти в Кишиневе нынешней прозападной коалиции. В глазах все большего числа российских политиков Приднестровье стало чемоданом без ручки. И этот факт, судя по всему, приднестровское руководство не учло или попросту проигнорировало. Напрасно они проявили такое благодушие.
Наступил момент, когда неудобная ноша стала так обременять Белокаменную, что решено было от нее избавиться. Причин несколько. Во-первых, фактор географический. Отсутствие общей границы делает довольно сложной непосредственную поддержку тираспольских сепаратистов даже при благожелательной, если она такая на самом деле, позиции Киева. Во-вторых, наличие непризнанного квазигосударства усиливает прорумынские силы в Молдове и фактически Россия, затягивая решение конфликта, играет им на руку. Интеграцию Кишинева и Бухареста Москва поддерживать не может по определению. Не хотят этого и в Киеве — с учетом непростых наших отношений с соседом в нижнем течении Дуная. В-третьих, все, что можно было выжать из приднестровского сепаратизма, Москва уже получила, дальнейшая его поддержка потеряла какой-либо смысл, не говоря уже о том, что все это достаточно дорого стоит. Южная Осетия стоит столько денег, что на других, в том числе и на Приднестровье, их просто не остается. Внутренняя ситуация в России совсем не располагает к продолжению их разбрасывания ради весьма иллюзорных политических дивидендов. Конечно, жертвовать Приднестровьем в Москве собираются не только за красивые глаза германской подруги и французского друга, а за что-то более существенное.
Как заявил в интервью румынскому информационному агентству NewsIn посол Российской Федерации в Европейском Союзе Владимир Чижов, разрешение молдавско-приднестровского конфликта может рассматриваться как «пилотный проект» по установлению новых, более хороших отношений между Россией и Европейским Союзом. По мнению дипломата, идеальным вариантом решения проблемы Приднестровья стало бы принятие Дмитрием Медведевым, Николя Саркози и Ангелой Меркель «единого решения по ключевым вопросам. Хотелось бы, чтобы Россия и ЕС смогли принять решения вместе». При этом он отметил, что военной угрозы тысяча российских солдат, расквартированных в Приднестровье, не несет, а находится там из соображений безопасности. Постоянный представитель ЕС в Молдавии Кальман Мижей, со своей стороны, заявил на заседании Постоянного совета ОБСЕ о том, что России необходимо свернуть свою миротворческую операцию в Приднестровье. А в существующий переговорный формат по урегулированию приднестровского конфликта «5+2» внести изменения: Евросоюзу и США, которые являются наблюдателями, следует повысить статус — до посредников. С 1992 года таковыми являются Россия, Украина и ОБСЕ. На том, чтобы ЕС и США изменили свой статус на переговорах, настаивает Кишинев, а Брюссель и Вашингтон не возражают и готовы к этому. Директор Центра имени Бертольда Бейца при Германском совете по внешней политике Александр Рар подтвердил, что «в Евросоюзе идет обсуждение того, как решать замороженные конфликты в Европе. Германия стала членом Совета Безопасности ООН, она будет и там заниматься решением территориальных конфликтов. В рамках этой инициативы и предложение Меркель, сделанное Медведеву, — совместными усилиями решать приднестровский вопрос».
Проблема Приднестровья стала разменной картой российской внутренней и внешней политики. Она, в первую очередь, важна для президента Медведева. Внутренняя часть связана с его имиджем модернизатора не только в создании наукоградов типа Сколково, но и необходимостью демонстрации народу российскому динамичной внешней политики, в первую очередь, на европейском направлении. И показать urbi et orbi желание и возможность гашения застарелых конфликтов на континенте. Во-вторых, и это по нашему мнению главная причина, урегулирование приднестровской проблемы — это вклад Кремля в создание пусть пока неформальной оси Берлин — Париж — Москва.
Второй и довольно значительный фактор. Москве давно пора начать отдавать долги за грузинский конфликт и бесцеремонное признание независимости Южной Осетии и Абхазии. Тогда Европа заняла примирительную позицию, но ничего не забыла. Грузию удалось отстоять, но обещания, данные тогда Саркози, остались невыполненными, в том числе — из-за жесткой позиции Владимира Путина. Принося на алтарь Приднестровье, Медведев рассчитывает погасить старый долг и произвести своего рода обмен: Тирасполь за Сухуми и Цхинвали. Судя по всему, сговор состоялся, осталось придать ему привлекательную форму. Наверное, недовольным останется Вашингтон, но ему придется удовлетвориться иранским разменом. Такая многоходовка должна к тому же помочь Медведеву выйти из тени Путина на международной арене и проявить себя самостоятельным политическим игроком.
То, что на наших границах может быть урегулирован весьма взрывоопасный конфликт, можно только приветствовать. Возникает при этом вопрос: как будут учтены интересы Украины и тысяч украинских граждан, которые проживают на левом берегу Днестра. И какая роль в этом урегулировании отведена украинской дипломатии. Все-таки Украина посредник или уже наблюдатель? Пока ничего определенного сказать нельзя. Москва договорится с европейскими партнерами и свои интересы, так как она их понимает на сегодняшний день, отстоит. Киев же рискует оказаться при этом при своих — пиковых. С такой дипломатией другого ждать не приходится.
Выпуск газеты №:
№190, (2010)Section
День Планеты