Россия предъявляет претензии ЕС
На этой неделе Россия предъявила Европейскому Союзу список претензий в связи с предстоящим расширением ЕС в мае этого года. Как отмечает британская «The Financial Times», располагающая копией документа, в основном Россию беспокоят ее экономические интересы в Центральной и Восточной Европе. В списке из 14 пунктов упоминается в частности отсрочка введения повышенных импортных пошлин на ряд товаров российского экспорта, снятие ограничения на экспорт энергоносителей, увеличение квот на ввоз в Европу зерна и ослабление ограничений для российских экспортеров стали. В целом Россия намерена добиваться минимизации убытков российских компаний от сокращения доступа на рынки Центральной и Восточной Европы. Однако в списке значатся и такие политически щекотливые проблемы, как либерализация визового режима для направляющихся в Европу россиян и положение этнических русских в странах Балтии.
По мнению обозревателей FT, с экономической точки зрения российские требования отражают важное значение взаимной торговли и капиталовложений в России и ЕС. Европа заинтересована в поставках российских энергоносителей, а Россия — в притоке европейских капиталов с целью диверсификации собственной экономики. Разногласия в отношениях России и ЕС неоднократно негативно сказывались на переговорах о вступлении России в ВТО.
Не так давно Украина также заявляла о негативных последствиях расширения Евросоюза для своих экономических интересов. Назывались цифры предполагаемых убытков отечественных экспортеров и в 250 миллионов долларов, и в 500 миллионов евро. Европейская сторона четко дала понять, что о денежных компенсациях и речи быть не может. Возможности минимизации ущерба предстоит отстаивать на дальнейших консультациях между Украиной и Евросоюзом.
По просьбе «Дня» предъявленный ЕС список российских претензий прокомментировали эксперты в Москве и Брюсселе.
Елена ХОТЬКОВА, заведующая отделом евроатлантических исследований Российского института стратегических исследований:
— Список тревожащих Россию вопросов был представлен в Комиссию Европейского Союза еще в августе 99-го года. Тогда в нем было пятнадцать пунктов, он сегодня изменился, но не слишком значительно. Мы всегда позитивно воспринимали расширение ЕС, по сравнению с расширением НАТО. Отношения России с Европейским Союзом строятся на основе стратегического партнерства, но закрывать глаза на существующие сложности мы не можем. Тем более, что до мая, когда в ЕС будут приняты десять новых членов, времени осталось совсем немного.
У России существовал целый комплекс двусторонних отношений с каждой из стран-кандидатов. А вступая в Евросоюз, эти страны практически отказываются от прежде заключенных на двусторонней основе международно-правовых обязательств. С ЕС у нас существует Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, однако новые члены Евросоюза автоматически к нему не присоединятся.
Согласно существующим оценкам, после расширения ЕС потери России во внешней торговле могут составить до 12 млрд. долларов ежегодно — прежде всего за счет снижения закупок российского ядерного топлива, в связи с принятой в ЕС директивой о диверсификации источников нефти и газа, присоединением новых стран к антидемпинговым процедурам.
В 99-м году нам сказали, что наши вопросы преждевременны. Теперь мы надеемся, что будем услышаны. Не так много времени осталось и до истечения десятилетнего срока действия Соглашения о партнерстве и сотрудничестве России и Евросоюза (оно было подписано в 94-м, вступило в силу в 97-м), а отношения надо развивать и дальше. Базовые вопросы должны быть учтены при заключении нового договора, сегодня для этого ведется работа. Мы надеемся на подвижки или во время нынешнего председательства Ирландии в Европейском Союзе, или чуть позже.
Майкл ЭМЕРСОН, ведущий эксперт брюссельского Центра европейских политических исследований:
— Европейский Союз рассмотрит аргументы российской стороны по указанным четырнадцати пунктам. Некоторые пункты, наверное, будут рассмотрены позитивно. Среди вопросов, по которым положительное решение наименее вероятно — положение русского меньшинства в странах Балтии. Этот вопрос граничит с вмешательством во внутренние дела этих государств.
По моему мнению, среди проблем, возникающих у России в связи с расширением Европейского Союза, особенно актуальным является изменение визового режима России со вступающими в ЕС странами. Изменение визового режима со странами Балтии — серьезный удар для соседствующих с ними российских регионов, для Калининграда. Здесь действительно необходим альтернативный режим. Однако о либерализации правил поездок российских граждан во все страны ЕС сегодня говорить не приходится, и новые члены должны следовать правилам, принятым в Европейском Союзе. Идея о безвизовых поездках граждан России в страны ЕС — это вопрос долгого времени, длительной работы. Для начала российская сторона должна много сделать, в частности в том, что касается реадмиссии.
Абсолютно понятно, что заявления России об отношении к расширению ЕС ничего не изменят. Но Европейский Союз заинтересован в том, чтобы иметь с Россией хорошие отношения. Поэтому если возможно — не в ущерб базовым принципам европейской политики — нейтрализовать негативные эффекты расширения ЕС для России, Брюссель рассмотрит все способы это сделать.
Выпуск газеты №:
№19, (2004)Section
День Планеты