Россия вышла из карантина
Европа решила забыть о российском вторжении в Грузию
В августе России потребовалось всего несколько дней, чтобы обратить грузинскую армию в отступление. Теперь отступила и Европа, продержавшись лишь чуть немногим дольше, чем тбилисские солдаты. В пятницу лидеры стран Европейского Союза заявили, что возобновляют переговоры с Москвой о подписании соглашения об экономическом сотрудничестве. Десятью неделями ранее эти переговоры были отложены в долгий ящик из-за того, что Россия вторглась на территорию своего крошечного соседа и отказалась выполнять условия перемирия, заключенного при посредничестве Франции. Однако в пятницу, когда в Ницце состоялся саммит Россия— ЕС, президенту Франции Николя Саркози оказалось достаточно и того, что Москва выполнила «большую часть своих обязательств».
Вот и конец тем немногим санкциям, с которыми Европа после августовской войны выступила против своей агрессивной соседки. Переговоры возобновлены, хотя грузины все еще ждут обещанного отвода российских солдат на довоенные позиции. Российские же войска в больших количествах обосновались в сепаратистских регионах Абхазии и Южной Осетии, самопровозглашенную независимость которых признали лишь Россия и Никарагуа.
Десятки тысяч этнических грузин до сих пор не могут вернуться в свои дома — как внутри зоны конфликта, так и вне ее. Наблюдателям от ЕС и других западных структур до сих пор не открывается доступ в наиболее пострадавшие от войны районы. Более того, не далее как в воскресенье от них поступили очередные доклады о том, что их миссии подверглись обстрелам невдалеке от Абхазии.
Сегодня в Женеве должен начаться второй раунд мирных переговоров между Россией и Грузией. Однако поскольку Европа отступает, оказывать давление на Москву, чтобы она пошла на компромисс с Тбилиси, просто некому. И этот раунд, скорее всего, закончится — как и первый, октябрьский, — не успев толком начаться.
То, как ведет себя Европа, постыдно, причем вдвойне. Во-первых, сама приостановка процесса Россию практически никак не волновала, и Москва явно не бросалась к ногам Брюсселя, упрашивая его вернуться за стол переговоров. Но еще хуже выглядят причины, которыми Саркози, лидер страны-председателя Евросоюза, и председатель Европейской комиссии Жозе Мануэл Баррозу оправдывают возобновление разговора с Москвой. Еще 7 ноября — видимо, уже зная, какое решение будет принято, Саркози оговорился, что переговоры не «приостановлены», а «отложены»; а раз так, то он и Баррозу имеют полное право сами решать, сколько продлится «откладывание».
Баррозу даже отругал таких членов ЕС, как Литва и Польша, за то, что те не дают европейскому блоку достичь официального консенсуса по позиции ЕС в отношении России. «Может быть, кого-то общая позиция ЕС не очень устраивает, — сказал он, — но даже интересам таких людей наличие одной позиции отвечает больше, чем трех или четырех разных позиций».
Вообще-то, по идее, в Польше и странах Балтии знают, как говорить с Россией гораздо лучше, чем господин Баррозу. Что же до нас, то нам вспоминается одна беседа нашего корреспондента с американским дипломатом, темой которого были как раз отношения с Россией после грузинской войны. По словам этого дипломата, нет смысла устраивать российской политической и деловой элите публичную порку, пока они упиваются своей победой. Лучше принимать такие меры, которые давали бы стабильный результат в течение долгого времени, сказал он, «чтобы они осознали, что ничто не забыто».
А после прошлой недели Россия наверняка осознала совсем обратное: что Европа хочет только одного — ничего не делать. Что ее вторжение уже забыто. Без последствий.
Выпуск газеты №:
№210, (2008)Section
День Планеты