Российские шансы на победу падают
Украине надо продержаться еще несколько дней, после чего натиск Москвы ослабеет
Владимир Путин продолжает демонстрировать Киеву и мировому сообществу, что в завоевании Украины он собирается идти до конца. В преддверие международного женского дня он встретился с представительницами лётного состава российских авиакомпаний в Московской области. И сразу же получил заранее согласованный вопрос об Украине, который задала Мария Котова, второй пилот самолета Airbus А320 авиакомпании «Аэрофлот»: «Разумом мы понимаем и всячески поддерживаем Ваши действия, но наше женское сердце неспокойно за родных, за близких, за тех, кто остался на Украине. Мы знаем, что гражданское население не страдает. Но всё-таки скажите нам, успокойте нас: что ждёт нас в конце этого пути? Чем должна закончиться военная операция на Украине?» Не знаю, действительно ли задавшая этот вопрос русская женщина верит в ложь путинской пропаганды о том, что среди мирного населения Украины нет жертв в результате российского вторжения, или имеет представление, что жертвы есть, и немалые, включая детей, но, поскольку не хочет потерять свое место, говорит так, как ей поручено, заглушив совесть. Впрочем, в самом скором времени она свое место все равно потеряет из-за ухода из России концернов Airbus и Boeing.
Путин же бодро отрапортовал, возложив всю вину за происходящее на коллективный Запад: «Совершили госпереворот. Поддержали тех, кто совершил госпереворот. А затем последовали известные события, связанные с Крымом и с юго-востоком Украины, с Донбассом, где люди не поддержали этот переворот. Крым, как известно, принял решение – люди пришли на референдум и проголосовали – вернуться в состав Российской Федерации. Естественно, мы не могли этого не поддержать, тем более что они подвергались опасности со стороны националистов и неофашистов. Я сейчас скажу, что есть полные подтверждения тому, что они тогда были правы. А потом, или практически параллельно, начались события в Донбассе. К чему это привело? Люди, которые, по сути, начали сопротивляться такому развитию событий, начали подвергаться преследованию, и на этой территории киевские власти начали проводить военные операции. Провели две крупномасштабные карательные военные операции с применением тяжёлой техники, боевой авиации, прямо били по Донецку, по площадям лупили сверху, танки, авиация и так далее».
В этих оправданиях российской агрессии ничего нового нет. Только Путин не сказал, что решение о референдуме крымский парламент принимал под дулами автоматов российских войск, и точно в таких же условиях голосовали крымчане на референдуме, которого практически никто в мире не признал. И российский президент не стал уточнять, что война в Донбассе началась после прибытия туда российской ДРГ во главе с небезызвестным Игорем Стрелковым (Гиркиным) и захвата ей Славянска. Путин утверждал, что сепаратисты Крыма и Донбасса требовали «элементарных вещей: права говорить на родном для них, в данном случае – на русском, языке, жить в рамках своих традиций и своей культуры. Ничего особенного не было». Однако все жители России и Украины, бывавшие в Крыму и Донбассе до 2014 года, засвидетельствуют: русскую речь там можно было услышать гораздо чаще украинской, почти все телеканалы были на русском языке, и не было никаких проблем с изданием периодики и литературы и проведением культурных мероприятий на русском языке. Наоборот, проблемы были со школами и изданиями на украинском и крымскотатарском языках. Поэтому за пределами России практически никто аргументы Путина всерьез не воспринимает. В России, я думаю, тоже не мало сомневающихся на сей счет. Но теперь здесь введена фактически военная цензура, и сомневаться по поводу российско-украинской войны россиянам запрещено, равно как и называть эту войну войной.
Путин опять говорил о возможности вступления Украины в НАТО как о причине российской агрессии: «Если это страна НАТО, то в соответствии с договором об образовании этой организации все другие члены альянса должны поддерживать эту страну в случае военного конфликта. Крым российским, кроме нас с вами, никто не признаёт. Они проводят военные операции на Донбассе, так же полезут и в Крым, и тогда мы должны будем воевать со всей организацией НАТО. Это что такое? Последствия понятны или нет?» Здесь ценно признание, что никто, кроме России, Крым российским не признает. Неужели внимавшие Путину российские женщины не задумались, что в мире гораздо больше стран, чем тех, которые состоят в Организации Североатлантического договора. И если до сих пор никто не признал Крым российским, может быть, что-то не так с присоединением Крыма к России. Целью войны, по словам Путина, является «защитить людей, которые проживают в Донбассе. Каким способом? Путём демилитаризации и денацификации Украины, придания ей нейтрального статуса. Почему? Потому что если нейтральный статус, то уже в НАТО не соберутся… мы помогаем гражданам, жителям Донбасса, добиваясь нейтрального статуса Украины, добиваясь демилитаризации страны, потому что мы должны чётко и ясно понимать, какие вооружения, где находятся, под каким контролем. Здесь разные варианты возможны, мы их сейчас обсуждаем, обсуждаем в том числе и с представителями киевского правительства в ходе переговорного процесса в Белоруссии. Спасибо Президенту Лукашенко за то, что он организует эту работу и помогает вести эти переговоры. Наши предложения – на столе у группы переговорщиков из Киева. Надеемся, что они на это положительно отреагируют».
Я, в свою очередь, очень надеюсь, что и президенту Владимиру Зеленскому, и другим членам правительства Украины абсолютно понятно, что в нынешних условиях даже согласие на нейтральный статус будет означать, по сути, капитуляцию, так как тогда прекратится поток оружия из стран НАТО, а без него украинская армия не сможет противостоять российской. Впрочем, Россия уже показала, как она относится к переговорам, полностью сорвав ранее достигнутое соглашение о гуманитарных коридорах для Волновахи и Мариуполя. Путин по-прежнему собирается захватить всю Украину и поставить там своих марионеток, как в «ДНР» и «ЛНР». Просто пока у него это не слишком получается, и с каждым днем получается все меньше.
Российский президент заверил женщин, что военного положения и всеобщей мобилизации не будет, поскольку против России нет «внешней агрессии». Но тем самым он фактически признал, что Россия начала неспровоцированную, агрессивную войну против Украины, поскольку ранее никакой агрессии против России совершено не было. Хотя в то же время российский президент утверждал, что западные санкции, введенные против России, «сродни объявлению войны». Зато Путин пригрозил Западу насчет бесполётной зоны: «Сейчас мы слышим, что нужно сделать бесполётную зону над территорией Украины. Сделать это невозможно на самой территории Украины, можно только с территорий каких-то соседних государств. Но любое движение в этом направлении будет нами рассматриваться как участие в вооружённом конфликте той страны, с территории которой будут создаваться угрозы для наших военнослужащих. Мы в эту же секунду будем рассматривать их как участников военного конфликта, и уже всё равно, членами каких организаций они являются. Поэтому, надеюсь, понимание этого есть и до этого тоже не дойдёт».
И пообещал катастрофические последствия «не только для Европы, но и для всего мира», в случае введения бесполетной зоны. Строго говоря, угроза эта пустая. На то, чтобы атаковать самолеты и другие войска НАТО за пределами территории Украины Россия не пойдет, поскольку это будет означать войну с блоком НАТО в целом. А пытаться сбивать американские и британские самолеты над Украиной вряд ли рискнет, поскольку уступает ведущим странам НАТО в уровне подготовки пилотов и в качестве авиатехники. Очень надеюсь, что президент США Джо Байден все-таки дозреет до того, чтобы объявить бесполётную зону в Украине, пока не будет слишком поздно. Президент Зеленский совершенно справедливо сказал, что иначе Байден и другие руководители стран НАТО будут нести ответственность за то, что в Украине ежедневно от российских бомб и ракет гибнут десятки и сотни ни в чем не повинных мирных жителей. И только ввод войск НАТО, хотя бы в виде ВВС, в Украину может привести к быстрому окончанию нынешней войны. А общественное мнение Европы и Америки все сильнее выступает за создание бесполётной зоны, и в какой-то момент, я очень надеюсь, Байден, от которого, собственно, и зависит это решение, не сможет его игнорировать. А слова Путина о том, что «спокойно наши военнослужащие работают, делают всё для того, чтобы обеспечить безопасность мирного населения», являются издевательством над здравым смыслом. ООН уже признала, что в результате действий российских войск в Украине погиб 351 мирный житель, в том числе 58 детей, а 707 человек были ранены.
Путин также привычно соврал, что в боях в Украине участвует только профессиональная российская армия, и там нет никаких призывников и резервистов. Согласно многочисленным видеосвидетельствам, в том числе с участием российских пленных, это совсем не так, но в России опровергать российские официальные данные о войне в Украине запрещено под страхом наказания до 15 лет тюремного заключения. Тем не менее, российские потери в Украине очень велики. Они уже превысили 10 тыс. погибших не только по данным Министерства обороны Украины, но и по оценке международной команды расследователей Bellingcat во главе с журналистом Христо Грозевым, которые считают, что 10-тысячный рубеж российские военные преодолели не позднее вечера 3 марта. Среди погибших – один генерал-майор, заместитель командующего 41-й армией, и 4 полковника, включая «гвардии полковника» и командира батальона «Спарта» «ДНР» Владимира Жоги, преемника пресловутого «Моторолы». Еще, как минимум, один российский полковник оказался в плену.
В последнее время россияне нередко сдаются в плен целыми подразделениями, а автомобили и бронетехника достаются ВСУ в качестве трофеев неповрежденными. Буквально за последние сутки значительно возросли потери российских ВКС, что, очевидно связано с интенсификацией поставок средств ПВО из стран НАТО. Согласно данным исследовательской группы Oryx, анализирующей общедоступные фото- и видеоматериалы, а также сообщения с места событий, российской авиации в войне с Украиной за сутки с середины дня 4 марта до середины дня до 5 марта составили 1 многоцелевой истребитель поколения «4+» Су-30СМ; 1 многофункциональный сверхзвуковой истребитель-бомбардировщик Су-34; 3 штурмовика Су-25; 2 вертолета Ми-24/Ми-35; 1 вертолет Ми-8 и 1 беспилотный летальный аппарат «Орлан-10». Такие потери могут заставить российское командование сделать паузу в налетах из-за нехватки пилотов, многие из которых гибнут или попадают в плен. Похоже, Путин чувствует, что время, отпущенное для агрессии против Украины истекает и, что, потом может начаться разложение армии, аналогичное тому, которое 105 лет назад привело к Февральской революции. И лихорадочно ищет посредников для переговоров с Украиной, чтобы достичь такого компромисса, который внутри России можно будет выдать за победу. Только что в Москве побывал с необъявленным визитом премьер-министр Израиля Нафтали Беннет, обсудивший с Путиным Украину. 6 марта о том же будет говорить в Москве президент Турции Реджеп Эрдоган, который пообещал призвать Путина к немедленному прекращению огня, началу переговоров, установлению гуманитарных коридоров и эвакуации мирных жителей. Украине надо продержаться еще несколько дней, после чего натиск России ослабеет.
Автор
Борис СоколовSection
День Планеты