Русско-Белорусская матрешка
Лукашенко отметил годовщину мирного народного восстания против него серией высказываний в своем стиле
Как всегда, лгал о «бандеровцах с тризубами, громивших витрины минских магазинов на каждые честные выборы», диверсиях НАТО и своей благородной миссии спасителя отечества. Традиционные блюда лукашенковской ахинеи на этот раз обильно приправлены антиукраинским соусом по вкусу шеф-повара союзной кухни. Однако, наполняя политическую рецептуру специями Путина, Лукашенко продолжает класть в кастрюли протухшие продукты личных экономических интересов. Рано или поздно такая стряпня вызовет скандал в заведении. Но пока эти двое порождают большую матрешечную полемику.
Одни удивляются хитрости хвоста, размахивающего собакой, другие стратегическим терпением Путина. Есть вариант и равноправного соединения диктаторов в одну сладкую парочку, наподобие Бена Аффлека и Дженнифер Лопес, подаривших нам новое слово Бенифер. Возможно, Лукопутин станет таким же неологизмом, только для политических союзов, где люди связаны общими иллюзиями на крови.
Но с другой стороны. Путин всегда недолюбливал Лукашенко и называл его картофельным царьком. Из Кремля давно просачивались слухи на эту тему. Сказывался и чекистский гонор. Презрение к объектам оперативных разработок свойственно «вершителям судеб» из конторы. Белорусский альфа-самец никогда не исчезал из круга света фар автомобилей с номерами КГБ и ФСБ. Тем более, что разные аббревиатуры обозначали одних и тех же людей.
Лукашенко тоже не очаровывался Путиным. Ведь тот мгновенно уничтожил претензии на престол союзного государства во времена больного Ельцина, ограничил передвижение тогда еще не батьки рамками Беларуси. А удар по мечтам больнее чем по лицу. Хоть Лукашенко и улыбается хозяину Кремля, напряжение его мимических мышц вызвано потребностью развития жевательных. Лукашенко вечно стоит с протянутой рукой на пороге Кремля, что не способствует любви даже у родственников. Словом, эти двое скорее соперники, чем партнеры, но явно выделяются из сонма постсоветских диктаторов экзотическими отношениями тесной психической близости при физиологическом отвращении.
Лукашенко проявил людоедскую сущность еще в то время, когда Путин был вегетарианцем, нося чемоданы Собчака и зарабатывая деньги, как вор, а не убийца. Тогда в Минске стали бесследно исчезать, банкиры, политики и видные люди. До сих пор не найдены тела министра МВД Юрия Захаренко, отказавшегося расстреливать людей, вице-премьера Виктора Гончара, требовавшего суда над Лукашенко за узурпацию власти, бизнесмена Анатолия Красовского, поддерживающего оппозицию, главы нацбанка Тамары Винниковой… О том, что они убиты рассказал сбежавший в Германию несколько лет назад «боец экскадрона смерти» Юрий Гаравский, а о самом эскадроне смерти было известно от следователей белорусской прокуратуры (тоже сбежавших в Германию) еще в начале нынешнего века. О кровожадной сущности Лукашенко в Европе и России знали с давних времен и не слишком удивились его жестоким репрессиям, начавшимся в августе прошлого года и продолжающимся до сих пор. Присосавшийся к Беларуси клещ все еще насыщается кровью. Запад не может прихлопнуть его, опасаясь задеть Россию, а Путин не делает резких движений, опасаясь собственного электората.
Путина резюмировали убийцей только после попытки отравления Алексея Навального. Предыдущие спецоперации с «новичком», военные преступления в Грузии, Украине, Сирии международный политикум связывал с его именем, но определял не личной мотивацией, а государственным интересом. Только теперь, когда режимы синхронизировались в борьбе против инакомыслия и свобод, когда Путин и Лукашенко окружены многочисленными «врагами» и своей опорой избрали Китай, на Западе заговорили об их одинаковой сути, и о белорусском полигоне для спецслужб, где силовики обеих стран овладевают наукой побеждать мирные протесты.
Лично меня мало интересует совпадение папиллярных линий на их замаранных ладонях. Все диктаторы начинают свои биографии по-разному, но приходят к насилию, как единственному доступному средству удержания пожизненной власти. Блестящий экономист Антониу Салазар вытащивший Португалию из нищеты, искренний антифашист Николае Чаушеску, мечтавший о свободе и равенстве, романтик и борец за справедливость Фидель Кастро, юрист и бакалавр в области искусств Родриго Дутерте… Разные времена и очень разные люди, но все мечены клеймом народного проклятия за жертвы, принесенные ради сохранения персональных режимов. Как браки в локальной замкнутой среде приводят к вырождению племени, так и длительное пребывание на вершине власти разрушает личность. А значит, жесткое ограничение сроков правления одного человека, в том числе и в демократических странах, застрахует нас от авторитаризма. Один президент- один срок – хорошая форма для быстро меняющегося мира, где государственные институты не поспевают за событиями и часто консервируют проблемы вместо их решения. Это показал опыт 12-летнего правления Маргарет Тетчер и 16-летнего канцлерства Ангелы Меркель, в целом демократических лидеров, но пренебрегших нуждами демоса. Что же говорить о странах, где ветви власти вплетены в лавровые венки узурпаторов.
Не думаю, что лукашенко-путинский альянс сложился ради заветной цели Кремля поглотить Беларусь. Путин мастер создания прокси республик. Чечня формально входит в состав РФ, но там не работают законы федерации. Беларусь, напротив, суверенна де юре , но все российские структуры власти делают там, что хотят. То же относится к Абхазии, Приднестровью, ОРДЛО, управляемыми из Москвы. Это удобная форма владения без ответственности. Пока она устраивает Кремль. Чистильщик Лукашенко должен выполнить грязную работу по уборке места преступления. А там будет видно, что делать с республикой и батькой.
На сегодняшний день самым популярным политиком в Беларуси является Путин. Большинство граждан (по данным мониторинга Британского Королевского института международных отношений Chatham House) поддерживает политику Кремля. Спортсмены, активисты и журналисты продолжают бежать от зверств Лукашенко в Москву, и хотя Кремль возвращает их в лапы диктатора, любовь к России остается прежней. Нас это не должно удивлять. Ведь на юге и востоке Украины тоже сохраняется определенная степень лояльности к России. Рецидив старой колониальной болезни - искать защиту от местных властей в метрополии не уникальное явление.
Путин олицетворяет режим, но он не один на вершине власти. Ответственность за преступления, совершенные кремлевским режимом, распространяется не только на президента. Кто поручится, что Навального отравил Путин, а не Патрушев, что за всплесками насилия на Донбассе стоит именно он, а не Шойгу, Бортников или местные марионетки? Никто не даст гарантии, что Лавров абсолютно нейтрален в искажении картины международной жизни. Путин – конструктор отвратительной, но коллективной системы власти. Лукашенко же в одном лице президент, министр, судья, палач и спичрайтер. Но он опирается не только на личные связи с Путиным. Батька нравится большей части россиян, а именно 57% (опрос Левада-Центр от 20 августа 2020 года). В июне этого по данным фонда Общественное Мнение 53% россиян считают отношения Беларуси и России хорошими. Пожалуй, это и есть главная причина популярности матрешки Лукашенко в России и согласия Путина периодически вынимать ее из своей оболочки для гаданий о сходстве и различиях раскраски. Куколки разные по размерам, но выточены на одном станке с ручным приводом.