Самая сложная кампания Эхуда Барака
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/19990519/488-3-1.jpg)
Однозначно ответить на этот вопрос довольно трудно. И все-таки: Барак — яркая личность, однако... типичная для израильской политики и израильской истории. Нетипичным был как раз Нетаньягу — первый «американец» по стилю во главе израильского правительства. Предвыборная кампания Нетаньяху, его отношения с женой, его умение легко поступаться принципиальными, на первый взгляд, идеями — все это было очень «политично», и даже старый лис Перес выглядел на фоне Нетаньяху просто несовременным романтиком. Но намного легче быть «клинтоном» в самом сильном государстве мира, чем в маленькой стране, где ежедневно решаются вопросы жизни и смерти.
Предшественники Нетаньяху были или профессиональными революционерами, или профессиональными военными — не удивительно для государства, создававшегося в пустыне, во вражеском окружении, после гибели шести миллионов соотечественников в Европе. Генерал Ицхак Рабин был министром в кабинете одной из основательниц Израиля Голды Меир. Генерал Барак был министром в кабинете Рабина — тут преемственность очевидна и была важной для израильтян, голосовавших за Барака. Потому что они голосовали еще и за традиционный образ Партии труда — партии, которая была правящей на протяжении первых трех десятилетий существования Израиля. Отмечу тут, что сторонники Нетаньяху три года назад голосовали именно за новый образ Ликуд — предшественники «Биби»—премьеры от этой партии Менахем Бегин и Ицхак Шамир как раз были профессиональными революционерами. Однако на этих выборах Бараку удалось добавить к традиционному образу своей партии необычную изюминку: он начал обращаться к самым бедным слоям израильского населения с обещаниями изменить их жизнь к лучшему. Ирония израильской политики заключается в том, что левоцентристская Партия труда здесь давно уже считается «партией богатых», а правый Ликуд — защитником бедных. Но после того как за эти годы Ликуд оказался неспособным справиться с их проблемами, у социалистов появилась редкая возможность быть услышанными уже не в роли хозяев, а в роли оппозиции. Положение «среднего класса» в Израиле также было далеко не блестящим все эти годы. И, конечно, репатрианты из бывших советских республик, которые поверили Нетаньяху и разочаровались в нем. Барак обращался ко всем этим людям, он убедил поддержать его кандидатуру «русскоязычную» партию Натана Щаранского — известному в прошлом диссиденту Барак пообещал портфель министра внутренних дел... Боевой генерал оказался намного более талантливым популистом, чем Нетаньяху. И дело даже не в том, сможет ли Барак выполнить свои обещания путем экономических преобразований: израильская экономика слишком зависима от внешнеполитической ситуации, и оживление мирного процесса, которое обещает Барак, может серьезно сказаться и на оживлении экономики.
Однако вряд ли мирный процесс, центральной фигурой которого станет Барак, будет напоминать мирный процесс времен Рабина и Переса. Бывший начальник генерального штаба израильской армии, который непродолжительное время был министром иностранных дел в последнем правительстве Переса, запомнился как жесткий партнер, готовый говорить, однако не готовый поступаться принципами. Организаторы серии террористических актов в Израиле перед предыдущими выборами — актов, похоронивших шансы Переса стать первым всенародноизбранным премьер-министром Израиля — просчитались. Нетаньяху просто не смог реально продолжить мирный процесс, а Барак поведет переговоры, не рассчитывая на легкие компромиссы. Не случайно же Перес до последнего сопротивлялся избранию Барака лидером Партии труда и надеялся, что кандидатом на должность премьер-министра партия выдвинет другого человека. Вокруг Барака Партия труда сплотилась только тогда, когда стало понятно, что досрочные выборы премьера и парламента не предотвратить и времени для внутренней борьбы просто нет.
Сегодня Эхуд Барак приходит к власти как триумфатор. Израильский военный, имеющий наибольшее количество орденов в истории страны, нынче прибавил к своим военным победам политическую. Человек, которому удалось консолидировать расколотое пополам общество (накануне выборов Барак говорил об Израиле как о сложной мозаике и упрекал Нетаньяху, что тот начал эту мозаичность разрушать). Политик, победу которого приветствуют и Клинтон, и Арафат... Однако новому премьеру будет очень непросто — заторможен мирный процесс, неурядицы в экономике, проблемы «новых граждан» — обо всем этом легко говорить перед выборами, но решать — совсем другое дело. Генерал Барак сегодня начинает свою самую сложную кампанию...
Выпуск газеты №:
№88, (1999)Section
День Планеты