Саммит низких ожиданий
Китай и США не дают надежд на серьезные перемены![](/sites/default/files/main/openpublish_article/19961028/4195-3-2.jpg)
В преддверии первого визита президента Барака Обамы в Китай в следующем месяце американские и китайские дипломаты составили списки существующих совместных проектов на тот случай, если не будут достигнуты новые соглашения. В самом деле, такой вариант развития событий кажется вполне вероятным. Ответственность за это в равной степени лежит как на Соединенных Штатах, так и на Китае. Подобные соглашения требуют от обеих сторон тяжелой работы, однако США вероятнее всего не успеют решить свои внутриполитические вопросы, что не позволит им эффективно работать с Китаем.
Учитывая, что всего через несколько недель состоится Копенгагенский саммит по изменению климата, самой насущной проблемой становится вопрос прогресса в обязательствах по борьбе с изменением климата. США и Китай выбрасывают в атмосферу больше всех в мире углекислого газа. Представители администрации Обамы надеются, что двустороннее сотрудничество, направленное на устранение этой общей угрозы, могло бы укрепить партнерство между США и Китаем, как это было в 1972 году, когда общая советская угроза укрепила отношения между Никсоном и Мао. Если бы Обаме и китайскому президенту Ху Цзиньтао удалось договориться о том, какие действия должны предпринять их страны, а также какие им необходимо взять на себя обязательства в качестве составляющей части глобального соглашения, то остальные страны последовали бы их примеру. К сожалению, у этих двух стран диаметрально противоположные точки зрения на проблему изменения климата. Китай, от имени развивающегося мира, требует снять развивающиеся страны с крючка, на который их сажают определенные национальные цели по сокращению выбросов углерода. Китай заявляет, что проблема возникла из-за США, Европы и других индустриализованных государств, поэтому они несут на себе большую часть ответственности и за ее решение.
В реальности, действия Китая по борьбе с изменением климата действительно впечатляют. Китай запустил общенациональную кампанию по сокращению потребления энергии на единицу ВВП до 20% к 2010 году, а также обещал назначить местных чиновников ответственными за достижение этой цели. Кроме того, китайцы так быстро построили ветряные и солнечные электростанции, что недавно увеличили свою цель по наличию возобновляемых источников энергии до 15% от общего числа электростанций к 2020 году. Однако из-за своей национальной гордости Китай отказывается под давлением четко формулировать свои международные обязательства, а у Обамы нет рычагов давления на Китай, чтобы тот пошел на компромисс, поскольку Американский конгресс пока еще не принял политику ограничения промышленных выбросов с помощью квот. Может ли Обама требовать, чтобы Китай сделал больше без каких-либо заслуживающих доверия обязательств со стороны США?
Лучшее, на что нам остается надеяться, — это серьезное совместное исследование и рабочие проекты, вроде сотрудничества по захвату углерода и его секвестрации, нацеленные на демонстрацию того, что оба лидера, по крайней мере, двигаются в одинаковом направлении в решении проблемы изменения климата. Поскольку обе страны хотят избежать обвинений в срыве глобального соглашения, они будут сотрудничать, чтобы заставить свои самые скромные планы выглядеть настолько существенными, насколько это только возможно, и пообещают сделать больше после встречи в Копенгагене. Дипломатическая самоуверенность Китая поддерживается тем, что эта страна первой смогла оправиться от глобального экономического кризиса — благодаря массивному и раннему вливанию правительственных и банковских инвестиций, которые помогли стимулировать спрос. Китай признает, что он позволил Америке занимать и тратить средства сверх нормы, размещая огромные иностранные резервы Китая в американских государственных ценных бумагах. Тем не менее, он отказывается признавать, что именно это и стало первопричиной кризиса.
Для Китая, как и для других стран, очевидно, что главная причина кризиса кроется в несовершенной финансовой системе Америки. Фактически, обеим странам необходимо работать над пересмотром их двусторонних диспропорций: американцам следует меньше тратить и больше экономить, а китайцам необходимо больше тратить и меньше экономить. Однако если Обама попробует надавить на Ху с тем, чтобы Китай пересмотрел свою валютную политику в качестве лучшего способа исправить диспропорции, то Ху, вероятнее всего, выдвинет встречные требования, спросив Обаму, что тот намеревается сделать для сокращения огромного государственного долга США, который ведет к росту инфляции и сокращает стоимость инвестиций Китая и других стран, которые они вкладывают в американские ценные бумаги. Ни одна из сторон не предложит взять на себя затраты по пересмотру взаимоотношений. Результатом визита, скорее всего, станут искренние торжественные обещания о сотрудничестве для стимулирования глобального восстановления после кризиса и регулирования несбалансированности экономик этих двух стран, но не более того. Что касается Северной Кореи, то Обама и Ху договорятся о важности возвращения к режиму шестисторонних переговоров и подтверждению ее обязательств к денуклеаризации, и коммюнике саммита подчеркнет эту общую позицию. Однако если копнуть немного глубже, то становятся заметны явные различия в их стратегиях. Ху будет пытаться убедить Обаму в необходимости возобновления двусторонних переговоров с Северной Кореей в рамках шестисторонних переговоров; и он может настаивать на том, что в долгосрочной перспективе позиция Китая заключается в том, что экономические обязательства являются более эффективным рычагом, чем санкции, призванные изменить поведение Северной Кореи. В самом деле, китайская торговля и инвестиции стимулируют рыночную деятельность в северной части Северной Кореи. Основываясь на собственном опыте за последние 30 лет, китайцы знают, как экономические реформы и либерализация могут изменить собственные интересы страны и ее позицию по отношению к миру. Ху может спросить Обаму: почему бы не попытаться решить вопрос с Северной Корей тем же способом, каким вы пытаетесь сделать это в Иране и Бирме? США и Китай могли бы вместе работать в рамках организации подготовки северокорейцев в сферах управления и развития, а также помочь привлечь Всемирный банк и Международный валютный фонд к предоставлению технических консультаций. Отчет Института по глобальным конфликтам и сотрудничеству при Калифорнийском университете и Азиатского Сообщества говорит о возможности создания экономического сотрудничества с Северной Кореей в качестве долгосрочной стратегии, которая могла бы служить дополнением к сегодняшним санкциям. Но Американский конгресс может потребовать введения «политики умиротворения», если Обама посмеет предложить сотрудничать в Северной Кореей (и изменять ее поведение) таким образом.
Ху и Обама будут упорно трудиться над тем, чтобы за время саммита выработать единый подход. Обе стороны желают уладить между собой любые серьезные разногласия. Однако реальные соглашения по проблемам изменения климата, финансового кризиса или Северной Кореи потребовали бы от обеих стран таких действий, которые в результате могут быть слишком дорогими с позиции внутренней политики этих стран. Уже прошла та эра, когда Китай шел на любые компромиссы в отношениях.
Сьюзен Л. ШЕРК — бывший заместитель помощника государственного секретаря при президенте Билле Клинтоне, в настоящий момент является директором Института по глобальным конфликтам и сотрудничеству при Калифорнийском университете.
Выпуск газеты №:
№195, (1996)Section
День Планеты