Перейти к основному содержанию

Сделать глобализацию эффективной

13 сентября, 20:05

Я неоднократно писал о проблемах глобализации: несправедливый режим глобальной торговли, препятствующий развитию; нестабильная глобальная финансовая система, приводящая к повторяющимся кризисам, при этом бедные страны часто оказываются под бременем нежизнеспособного долга; режим глобальной интеллектуальной собственности, отрицающий доступ к всевозможным, спасающим жизнь, лекарственным препаратам, как раз когда СПИД опустошает развивающийся мир.

Я также писал об аномалиях глобализации: деньги должны течь из богатых стран в бедные, но в последние годы они шли в противоположном направлении. В то время, как богатые более приспособлены к тому, чтобы перенести риски колебаний валюты и процентных ставок, именно на бедных ложится основной удар этой изменчивости.

В действительности, я так громко и шумно жаловался о проблемах глобализации, что многие пришли к неправильному заключению о том, что я принадлежу к движению антиглобализации. Но я считаю, что глобализация имеет огромный потенциал — если управлять ею должным образом.

Около 70 лет тому назад во время Великой Депрессии Джон Мэйнард Кейнс сформулировал свою теорию безработицы, описывающую, как действия правительства могут помочь восстановить полную занятость. В то время как консерваторы сурово критиковали его, Кейнс фактически сделал больше для спасения капиталистической системы, чем все финансисты, сторонники общего рынка, вместе взятые. Если бы послушали консерваторов, Великая Депрессия была бы еще хуже, а спрос на альтернативу капитализму стал бы еще выше.

К тому же, если мы не признаем проблемы глобализации и не займемся их решением, то ее трудно будет поддержать. Глобализация не неизбежна: неудачи случались и прежде, и они могут произойти снова.

Защитники глобализации правы в том, что она обладает потенциалом повысить всеобщий уровень жизни. Но она этого не сделала. Вопросы, поставленные молодыми французскими рабочими, о том, как глобализация сделает их более обеспеченными, если она означает признание более низкой заработной платы и более слабой защиты рабочих мест, больше нельзя игнорировать. А также на такие вопросы нельзя ответить томящейся надеждой на то, что кому-нибудь когда-нибудь она принесет пользу. Как заметил Кейнс, в конечном счете, мы все умрем.

Рост неравенства в преуспевающих индустриальных странах был давно предсказанным, но редко афишируемым последствием глобализации. Полная экономическая интеграция подразумевает уравнивание заработной платы за неквалифицированную работу во всем мире, и хотя мы еще очень далеки от достижения этой «цели», нисходящее давление, оказываемое на тех, кто внизу, очевидно.

В той степени, в которой изменения в технологиях способствовали фактически застою реальной заработной платы низко-квалифицированным рабочим в Соединенных Штатах и других странах в течение трех последних десятилетий, граждане мало что могут сделать. Но они могут кое-что сделать с глобализацией.

Экономическая теория не говорит, что каждый выиграет от глобализации, а только то, что чистая прибыль будет несомненной, и что поэтому победители могут компенсировать проигравшим и, тем не менее, выйти вперед. Но консерваторы утверждают: для того чтобы оставаться конкурентоспособными в глобальном мире, необходимо сократить налоги и уменьшить государство всеобщего благоденствия. Это было сделано в США, где налоги стали менее прогрессивными, при этом снижения налогов отводились победителям — тем, кто извлекает пользу как из глобализации, так и из технологических изменений. В результате США и другие последовавшие их примеру становятся богатыми странами с бедными людьми.

Но скандинавские страны показали, что есть другой путь. Конечно, правительство, как и частный сектор, должно бороться за производительность. Но инвестиции в образование и исследования вместе с сильным социальным обеспечением могут привести к более производительной и конкурентоспособной экономике с большей уверенностью и более высоким уровнем жизни для всех. Сильное обеспечение и экономическая система, близкая к полной занятости, обеспечивают благоприятную среду для всех заинтересованных сторон — рабочих, инвесторов и предпринимателей — чтобы участвовать в принятии риска, который необходим новым инвестициям и фирмам.

Проблема состоит в том, что экономическая глобализация опередила глобализацию политики и образа мыслей. Мы стали более взаимозависимыми, увеличивая потребность действовать вместе, но у нас нет институционных структур для того, чтобы делать это эффективно и демократическим образом.

Никогда еще потребность в таких международных организациях, как МВФ, Всемирный банк и Всемирная торговая организация, не была больше, и редко доверие этим организациям было ниже. Одинокая мировая сверхдержава — Соединенные Штаты — продемонстрировала свое пренебрежение к наднациональным организациям и старательно работала над тем, чтобы подорвать их имидж. Вырисовывающийся провал Раунда Развития торговых переговоров и длительная задержка требования Совета Безопасности ООН о прекращении огня в Ливане — всего лишь последние примеры презрения Америки к многосторонним инициативам.

Укрепление нашего понимания проблем глобализации поможет нам сформулировать средства — некоторые небольшие, некоторые серьезные — целью которых является как обеспечить облегчение симптомов, так и обратиться к лежащим в основе причинам. Существует широкое многообразие политических курсов, которые могут принести пользу людям как в развивающихся, так и в развитых странах, тем самым обеспечивая для глобализации широкую законность, которой в настоящее время ей не хватает.

Другими словами, глобализацию можно изменить; на самом деле ясно, что она будет изменена. Вопрос заключается в том, будет ли изменение навязано нам в результате кризиса или станет результатом осторожных, демократических размышлений и дебатов. Изменение под действием кризиса рискует вызвать негативную реакцию против глобализации или ее случайное изменение, тем самым просто подготавливая почву для большего количества проблем в последствии. В отличие от этого взятие руководства над процессом дает возможность переделать глобализацию, чтобы она, наконец, соответствовала своему потенциалу и своему обещанию: более высокий уровень жизни для всех в мире.

Джозеф И. СТИГЛИЦ — лауреат Нобелевской премии в области экономики, профессор экономики в Колумбийском университете, был председателем Совета экономических советников при президенте Клинтоне и главным экономистом, а также старшим вице-президентом Всемирного банка. Его последняя книга «Сделать глобализацию эффективной».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать