Секрет успеха гмины Лешноволя
Почему Польше удалось реализовать административную реформу, а Украине — нет
Гмина Лешноволя, что недалеко от Варшавы, в некотором смысле является образцовым органом местного самоуправления в Польше. Ее вуйт — староста Мария-Йоланта Батыцка-Вонсик — была признана в 2001 году лучшим вуйтом, а в декабре 2005 года — лучшим руководителем местных органов власти за этот год.
Напомним, что после реформы, начатой в 90-х годах в Польше, гмина стала наименьшей административной единицей, правительство которой полностью распоряжается всем, что расположено на подконтрольной ему территории. Из гмин складываются повяты — районы, из которых в свою очередь формируются воеводства, которых в Польше 16.
Как рассказала украинским журналистам госпожа Батыцка-Вонсик, успех подчиненного ей органа власти базируется на трех ключах. Первым из них является пространственное планирование. Другими словами, подготовка плана использования территории гмины. По ее словам, план развития территории демонстрирует возможности гмины для потенциальных инвесторов. В плане показано, какая территория может быть использована под застройку или на рекреационный туризм. Сельскохозяйственная земля используется только по назначению.
Вторым ключом является партнерство с бизнесом. В гмине зарегистрировано 3,5 тыс. предприятий, и уровень безработицы составляет 2,6%.
Третий ключ — люди, отмечает вуйт, и отсутствие конфликтов, что дает возможность достигать поставленных целей. По ее словам, совет гмины состоит из 15 человек при количестве всех работников — 58. Средняя зарплата в правительстве гмины составляет 3 тыс. злотых. Характерноая черта правительства гмины — отсутствие партийных коалиций. «Наша партия — Лешноволя», — подчеркнула Батыцка-Вонсик.
Она также сказала, что со вступлением Польши в ЕС поляки ощутили лишь выгоды от этого шага. «Мы почувствовали и увидели, что не являемся людьми второго сорта, и вместо этого чувствуем себя европейцами», — сказала вуйт. По ее словам, путешествуя по Старой Европе, поляки убедились, что что-то у них получается лучше, чем у европейцев, и они могут быть образцом для других стран.
Кроме того, прибавила она, благодаря вступлению в ЕС мы смогли реализовать проекты, о которых раньше и думать не могли.
Выгоды от вступления в ЕС — это доступ к фондам ЕС, открытые границы, благодаря чему поляки могут путешествовать в ЕС без паспортного и таможенного контроля, учиться или работать за границей.
Вместе с тем, объяснила вуйт, перед вступлением Польши в ЕС «мы давали людям правдивую информацию, говорили о шансах и угрозах. Последние оказались преувеличенными.
Сейчас в гмине с количеством жителей 16,7 тыс. человек выпускаются бюллетени тиражом 20 тыс. экземпляров, которые раздаются бесплатно. В них рассказывается о деятельности и планах правительства. «Мы считаем своим долгом информировать жителей о нашей деятельности и о том, как можно получить средства ЕС на реализацию конкретных проектов», — сказала Батыцка-Вонсик. По ее словам, у правительства также есть веб-сайт, на котором постоянно обновляется информация о проектах ЕС.
Вуйт призналась, что Лешноволе как достаточно успешной гмине не так легко получить средства из фондов ЕС. Это объясняется тем, что эти средства распределяются через маршалка воеводства, который сам решает, куда направлять деньги ЕС, и в первую очередь средства поступают в более бедные гмины.
Как рассказал украинским журналистам профессор Варшавского университета Михаль Кулеш, гмина является основной административной единицей в Польше, с которой начиналась административная реформа и которая формировалась с целью сохранения национальной идентичности региона и приближения к людям. И это, на его взгляд как одного из разработчиков реформы, министра по вопросам администрирования в нескольких правительствах, удалось сделать довольно быстро.
Пан Кулеш отметил, что правительство не может влиять на решение местных органов самоуправления, а только осуществлять правовой контроль. То есть проверять через маршалка воеводства решения правительства гмины на их соответствие законодательству. Кроме того, счетная палата воеводства осуществляет финансовый контроль расходов.
На данном этапе, с его точки зрения, речь идет не о модернизации админреформы, а о совершенствовании ее функционирования. Профессор признался, что в начале 1990-х годов, да и в конце никто в Европе не верил, что Польша вообще будет способна осуществить административную реформу и причем так быстро.
Этот успех, на его взгляд, связан с тем, что Польша делала реформу для себя, чтобы быть совместимой с европейскими странами. А целью реформы было создание соответствующих интерфейсов и систем связей между Польшей и ЕС.
Пан Кулеш считает, что для успешного проведения реформы требуется четыре фактора. Во-первых, видение, для чего нужна реформа. Во-вторых, поддержка населения или хотя бы отсутствие сопротивления со стороны населения. В-третьих, воля руководства страны. В-четвертых, везение.
Он признался, что в свое время делился с украинскими должностными лицами своим опытом. Как мы помним, украинские власти не раз пытались осуществить административную реформу. Но все время не доходили руки. Похоже, что и сейчас в связи с кризисом и распадом коалиции админреформа не скоро встанет на повестку дня украинской власти.
Но плохим знаком является то, что со стороны властей часто слышно, как Киев требует или хочет услышать от ЕС сигналы вместо того, чтобы делать конкретные вещи, осуществлять конкретные реформы, как это делала Польша. Причем делать это для себя, а не для кого-то, кто должен давать оценку.
Выпуск газеты №:
№169, (2008)Section
День Планеты