Сети связи и власть
Общеизвестно, что, будучи окружены мобильными телефонами, компьютерами и такими веб-сайтами, как MySpace, Facebook и LinkedIn, мы живем в мире, объединенном в общую сеть. Однако разные виды информационных сетей предоставляют новые виды власти и требуют разных стилей руководства. Барак Обама это понимает; в самом деле, это помогло ему победить на выборах.
Конечно, Обама вряд ли был первым американским политиком, который использовал интернет, но он был самым эффективным в использовании новых технологий для привлечения средств от малых источников финансирования, привлечения и координирования волонтеров и передачи сообщений непосредственно избирателям. Теперь перед ним стоит вопрос о том, как применить сети связи в своем правлении.
Сети бывают самые разнообразные. Некоторые из них создают крепкие связи, другие — слабые. Подумайте о разнице между дружбой и знакомством. Ценная информация скорее будет разделена между друзьями, а не знакомыми. Однако слабые связи простираются дальше и обеспечивают более оригинальные, новые и неизбыточные виды информации.
Сети, основанные на сильных связях, производят силу приверженности, однако могут превратиться в клики, рециркулирующие расхожую мудрость. Они могут поддаться «групповому мышлению». Вот почему неоднородность Обамы в его выборе министров важна. Его сравнивали с Авраамом Линкольном из-за его готовности включить в свою команду как противников, так и друзей.
Непрочные связи, подобные тем, которые можно найти в интернете, более эффективны, чем прочные, для предоставления необходимой информации в целях связывания неоднородных групп в согласованной манере. Другими словами, слабые сети входят в состав клея, который удерживает вместе разнородные общества. Они также представляют собой основу демократического руководства. Величайшие демократические политики способны заводить множество поверхностных знакомств.
По мере того, как увеличивается необходимость понимания отношения сетей связи и власти, руководители должны будут принять стратегии и создавать команды, которым будут выгодны как прочные, так и непрочные связи. Информация порождает власть, и большее число людей сегодня располагает большим объемом информации, чем когда-либо в истории. Технология «демократизует» социальные и политические процессы, и — к лучшему или к худшему — организации играют меньшую посредническую роль. По сути, основной концепт того, что иногда называют «Сеть 2.0» («Web 2.0»), основан на идее содержания, ориентированного на пользователя, вскипающего снизу, а не спускающегося с верхушки традиционной информационной иерархии.
Организации, подобные Википедии и Линуксу, являются образцами социальной продукции, подразумевающими роли руководителей крайне отличными от тех, которые предлагают их традиционные двойники, Британская энциклопедия и Майкрософт. Новые правительства экспериментируют с похожими средствами для создания и распределения информации, однако им предстоит еще долгий путь развития в этом направлении.
Правительства традиционно были крайне иерархичными, однако информационная революция оказывает эффект на структуру организаций. Иерархии становятся более горизонтальными, внедренными в подвижную систему контактов. Работники, занятые в непроизводительных отраслях, реагируют на иные стимулы и политические призывы, чем производственные рабочие. Опросы показывают, что сегодня люди с меньшим почтением относятся к авторитету в организациях и политике.
В делопроизводстве сети также приобретают растущее значение. В некоторых случаях комплексная сеть может быть контролирована просто с помощью детально обусловленных контрактов. Однако трения обычной жизни создают неясности, которые нельзя полностью предопределить заранее. Описывая успех сетей Тойоты и Линукса, Бостонская консалтинговая группа заключает, что жесткая сила денежного пряника и кнута ответственности мотивирует людей к осуществлению узких специфических задач, однако мягкая сила восхищения и оваций является гораздо более эффективным стимулом к выдающимся достижениям.
Традиционные стили делового руководства утратили эффективность. Согласно Сэму Палмизано, генеральному директору компании IBM, иерархический подход, основанный на контролировании и приказах, сейчас просто уже не работает. Он препятствует потоку информации внутри компаний, мешая подвижному и коллективному характеру работы.
Исследования крупнейшей компании «бетона и щелчка» — объединяющей операции офлайн и онлайн — показали крайне важную роль рассредоточенного руководства. В среде интернета традиционный взгляд на руководителя как на главный источник управления не совпадает с реальностью. Вместо этого, эффективное руководство полагается на привлечение многих руководителей для действенного принятия решений. Джон Квелч, профессор Гарвардской школы бизнеса, пишет, что «успех делопроизводства все больше зависит от деликатных нюансов мягкой силы».
Бывший президент Джордж Буш называл себя «распорядителем», однако сегодня руководство является более комплексным и коллективным, чем подразумевает подобный титул. Один эксперт в области менеджмента обобщает недавние исследования как описание новых стилей руководства, при которых привлекательная мягкая линия должна дополнять традиционную жесткую линию распоряжения. В мире сетей руководство скорее напоминает позицию в центре круга с привлечением остальных, чем позицию на вершине холма, где распоряжения подчиненным поступают сверху вниз.
Барак Обама понимает эту сетевую сторону управления и важность мягкой линии привлечения. Он не только успешно использовал сети в своей кампании, но и продолжает использовать интернет для обращения к гражданам.
Он дополнил свои важнейшие теле- и радиовыступления видеоклипами на YouTube в интернете, и его политический стиль отмечен обращением к широким кругам политических руководителей в двухпартийной манере. Сейчас еще слишком рано судить о результатах, но его попытки изменить процедуры и приспособить руководство к миру сетей связи являются очевидными.
Джозеф С. НАЙ — профессор школы им. Кеннеди при Гарвардском университете, автор книги «Полномочия на лидерство».
Выпуск газеты №:
№41, (2009)Section
День Планеты