Перейти к основному содержанию

Северокорейское ядерное обострение

Разрешение кризиса зависит от Вашингтона и Пекина
09 августа, 18:52
ФОТО REUTERS

Проблема Северной Кореи с продолжающимися ракетными и ядерными испытаниями была в центре встреч высокопоставленных дипломатов в Маниле на полях Регионального форума по безопасности и Восточноазиатского саммита. Они проводились в рамках Ассоциации государств Юго-Восточной Азии.

Можно с достаточной уверенностью полагать, что непосредственным результатом встреч в Маниле китайского, российского министров иностранных дел и американского государственного секретаря явилось принятие резолюции Советом Безопасности ООН новых санкций против Северной Кореи. Документ устанавливает запрет на экспорт из КНДР угля, железа, свинца и морепродуктов.

Ситуация в Восточной Азии действительно складывается весьма напряженной. Несмотря на продолжающееся внешнее давление, руководство Северной Кореи увеличивает свои усилия по ракетному и ядерному вооружению. Соответственно растут угрозы применить оружие против северокорейского режима со стороны Вашингтона. О чем-то подобным серьезно задумались  и в Токио.

Пока же стороны обмениваются воинственными заявлениями. Президент Трамп предостерег КНДР от новых угроз в адрес США. «Северной Корее не следует более выдвигать угрозы Соединенным Штатам. Они будут встречены огнем и яростью, которой мир никогда не видывал». В Пхеньяне ответили, что «Северная Корея рассматривает возможность ракетного удара по военным объектам США на острове Гуам в западной части Тихого океана».

Новый министр обороны Японии Ицунори Онодэру в своем интервью сказал, что будет рассмотрен вариант, при котором Силам самообороны будет позволено получить возможность нанести прямой удар по северокорейским ракетным базам. Токио при этом будет стремиться усилить возможности акций устрашения у японо-американского альянса. На данный момент это противоречит статье 9 конституции Японии. Тем не менее, такая возможность вполне серьезно рассматривается экспертами, и для этого у Токио есть все возможности как организационные, производственные, так и финансовые.

Очевидно, что действия северокорейского руководства по тотальному перевооружению вошли в сильное противоречие с целями ближайших и более дальних соседей. Ракетно-ядерная Северная Корея в первую очередь представляет угрозу не только самой себе или Корее Южной, но также Японии, России и Китаю. Войны на Корейском полуострове никто не хочет, но дальше констатации этого факта у главных игроков цели явно разные.

Для США и Южной Кореи ближайшей целью является разоружение Пхеньяна, а в дальнейшем свержение этого режима. Именно последнее обстоятельство и определяет весьма сдержанную позицию Пекина и Москвы. В последнем случае мы имеем простую технологию — все, что плохо для американцев — хорошо для Кремля. Не прочь Москва получить лавры своего рода миротворца в случае успеха ее дипломатических усилий по урегулированию ситуации.

Для Китая ситуация гораздо более сложная. Идти на серьезное обострение из-за Северной Кореи с США, когда и без этого проблем, как говорится, по горло, китайское руководство не желает. К тому же, его совершенно не вдохновляют своевольные ракетно-ядерные выходки пхеньянского диктатора, из-за которых столько проблем. Являясь важнейшим торговым партнером КНДР, Китай мог бы одним движением поставить своих корейских соседей в очень сложное положение.

Возможно, что в Пекине с удовольствием бы так и сделали, но следует учесть и возможные негативные последствия:

Во-первых. Никто не знает, что предпримет загнанный в угол северокорейский вождь. Может действительно ударить, если не по острову Гуам и размещенной там американской базе, то по Южной Корее. И тогда война развернется по полной и обязательно затронет Китай.

Во-вторых. Китай и Россия не хотят коллапса северокорейского режима и объединения двух корейских государств. Если оно произойдет, то при доминировании Южной Кореи, и новая страна будет проводить проамериканскую политику. Из-за этого в 1950 году с согласия СССР и Китая северокорейский вождь Ким Ир Сен начал войну на полуострове. Кстати, она формально не завершилась до сих пор. Повторения давнего прошлого в Китае и России категорически не хотят.   

В-третьих. Если полностью объявить торговое эмбарго Северной Корее, то не факт, что тамошний режим действительно свернет свою ракетно-ядерную программу. На свой народ вождям наплевать, и последние ресурсы они направят именно на вооружение. Со всеми вытекающими из этого последствиями.

В-четвертых. Резкое ухудшение экономической ситуации в Северной Корее в результате серьезных эмбарго и санкций однозначно приведет к массовой миграции. Уже сейчас в пограничных районах Китая много северокорейцев, находящихся на нелегальном положении. Это и так депрессивные регионы, их присутствие обостряет социальную ситуацию и приводит к этнической напряженности. Наплыва мигрантов Пекин опасается больше всего.

Кстати, в несколько меньших масштабах подобная угроза существует и для пограничных районов российского Дальнего Востока. В Москве тоже не в восторге от подобной перспективы.

Сейчас основная задача китайской дипломатии — заставить оба корейских государства начать переговоры. Как пишет китайское официальное агентство Синьхуа, Пекин возлагает ответственность за обострение на обе стороны. Тем не менее, Пхеньян получил серьезное предупреждение, что терпение китайских товарищей явно на исходе.

У Москвы несколько иная задача. Корейское обострение в определенной мере ей выгодно. Как представляется Кремлю, появилась возможность попытаться показать Вашингтону свою полезность и хоть в чем-то обменять свои усилия на смягчение конфронтации.

Так планировалось, когда направляли войска в Сирию. Казалось, что Ближний Восток важнее, чем Украина и на этом можно будет столковаться. Не получилось. Более того, российское присутствие в Дамаске и тесное партнерство с Ираном послужили отягчающими обстоятельствами на переговорах. Санкции Конгресса в значительной мере приняты из-за Сирии. Получилось, что ничего не достигли, а получили дальнейшее ухудшение.

Теперь будет вторая попытка. На этот раз — в Восточной Азии. Как считают в Москве, для Вашингтона этот регион из-за Южной Кореи и Японии важнее Ближнего Востока. И размен вполне возможен. Скорее всего, Кремль ждет очередное разочарование.

Здесь два обстоятельства. Пекин имеет более серьезные рычаги воздействия на Пхеньян и просто так ради Москвы в сторону не отойдет. И второе. Вашингтон прекрасно понимает несопоставимость весовых категорий России и Китая в Северной Корее и не станет вести с Кремлем какую-либо торговлю. Если ее и вести, то с китайским руководством.

Именно взаимодействие между США и Китаем определит развитие ситуации вокруг северокорейского кризиса.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать