Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Шаги к новому

05 января, 00:00

На фоне постоянных сообщений о почти безвыходной ситуации на Ближнем Востоке, о новом конфликте между Индией и Пакистаном, о продолжении поисков бен Ладена чуть ли не единственной позитивной новостью нового года стало введение наличного обращения евро в двенадцати странах-членах Европейского Союза. Сегодня финансисты и экономисты подсчитывают математическое содержание новации. На самом деле оно, по-видимому, несколько другое. Прежде всего, психологическое. Граждане двенадцати стран, хотят они того или нет, отныне ежедневно будут держать в руках реальный символ объединения. Который делает если не невозможными, то почти нереальными в обозримом будущем вспышки вражды, конфликты, чтобы не сказать, войны между когда-то конкурирующими за мировое влияние странами. У коалиции или союза, созданного таким образом, есть существенные причины существовать долго, если не всегда, привлекать новых членов, которые будут к этому готовы и материально, и морально, и действительно серьезно влиять на ход мировых процессов. И даже больше чем это — со временем члены зоны евро объективно будут ощущать все более растущую потребность к объединению других сфер повседневной жизни. В то же время это будет весьма стимулирующим фактором для некоторых стран, которые раз войдя в эту зону, будут вынуждены выполнять определенные общие правила, наращивать собственные усилия и строить какую-то общую с другими политику, чтобы из нее «не выскочить». Как бы там ни было, сегодня и завтра язык денег будут понимать лучше любого другого. И евро, возможно, тот редкий случай, когда деньги начинают играть позитивную политическую функцию. Впрочем, это касается исключительно даже не всех стран Западной Европы, которая после Второй мировой войны еще не испытывала радикальных потрясений (они предвидятся в связи с расширением Европейского Союза, которое станет экзаменом на прочность для всех европейских механизмов).

В глобальном контексте также делается попытка перестройки коалиции, которая пока что предназначена для борьбы с мировым терроризмом. И которая выглядит далеко не так однозначно успешно. Поскольку слишком уж различные цели у ее участников, и это время от времени вызывает опасения, что коалиция, которая могла бы стать основанием для нового миропорядка, может расколоться. Ибо с победой над бен Ладеном Соединенные Штаты могут опять вернуться к практике односторонних решений, чему будет противиться Россия. Ибо Индия и Пакистан вместо поисков взаимной выгоды рискуют начать новую войну. Ибо постоянная нестабильность на Ближнем Востоке, к которой приложили руки различные ключевые игроки мировой сцены, также угрожает новой войной с непредсказуемыми последствиями. Ибо сама по себе Европа угрожает стать разделенной уже стеной шенгенской демократии. Ибо неизвестно, насколько далеко зайдут последствия аргентинского кризиса. Однако в то же время все более очевидным становится то, что и здесь, только с большими расходами времени и различных ресурсов, дело продвигается к выработке четких общих правил. Выполнять которые придется всем — хотя бы для того, чтобы не возникла тень нового мирового жандарма. И это вовсе не вариант большевистского счастья для всех, принесенного железной рукой. Счастье еще нужно будет завоевать и поддерживать самим.

В мире отныне не может быть локальных успехов и локальных проблем. Эта аксиома, которая впервые так явно проявилась 11 сентября, и которая, возможно, и является сутью глобализации, свидетельствует и о другом. На самом деле общая картина мира действительно меняется. Главные тенденции этих изменений уже определены. Каждая страна отныне имеет право определять только детали — в частности, свою роль в этих изменениях, свое влияние на них, свое качество — субъекта или объекта. Это не в последнюю очередь касается Украины, для которой, как это стало понятно за прошедший год, варианты места в мировой системе в общем уже определены, даже независимо от ее желания. Дело теперь только в том, чтобы определить для себя наиболее достойный. Который бы дал возможность что-то добавить в создание новой мировой философии. Хотя бы и философии нового глобализма, в которой не все будет строиться на товарно-денежных потоках и танках.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать