Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Шантаж референдумом

Почему Приднестровье не может брать пример с Черногории
16 июня, 18:55
16 ЛЕТ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ. САМОПРОВОЗГЛАШЕННАЯ ПРИДНЕСТРОВСКАЯ МОЛДАВСКАЯ РЕСПУБЛИКА ИМЕЕТ ФАКТИЧЕСКИ ВСЕ АТРИБУТЫ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ — ВЛАСТНЫЕ ОРГАНЫ, АРМИЮ, ДЕНЬГИ. ВПРОЧЕМ, В ТИРАСПОЛЕ, НАВЕРНОЕ, НЕ ОСОЗНАЮТ, ЧТО ПМР НИКОГДА НЕ ПОЛУЧИТ ГЛАВНОГО — МЕЖДУНАРОДНОГО ПРИЗНАНИЯ / ФОТО РЕЙТЕР

На этой неделе в Сухуми прошла малозаметная встреча лидеров трех непризнанных республик на постсоветском пространстве — Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья. Об этом «саммите» руководителей самопровозглашенных стран в масс-медиа фактически не сообщалось. Впрочем, он показывает, насколько глубоким является ныне кризис по урегулированию «замороженных конфликтов».

Приднестровцы раньше уже обещали провести референдум о независимости. Правда, международные организации сразу же заявили, что он не имеет под собой правовых оснований. Повлияет ли это на позицию Тирасполя? Удастся ли направить переговорный процесс о приднестровском урегулировании, в котором также принимает участие Украина, в конструктивное русло? Об этом шла речь во время международного круглого стола «Влияние пограничного сотрудничества между Украиной, Молдовой и ЕС на процесс приднестровского урегулирования», который состоялся на днях в Киеве.

Как известно, восстановление в марте этого года Украиной таможенного режима на границе с Приднестровьем вызвало много протестов в Тирасполе, а также со стороны политических сил России и некоторых пророссийских партий в Украине. Сейчас эта напряженность спала, однако приднестровское урегулирование продолжает находиться в «тормозной» фазе. Хотя Украина указывает на позитив собственных шагов в таможенной сфере. Так, заместитель министра иностранных дел Украины, специальный представитель Украины по вопросам приднестровского урегулирования Андрей Веселовский сообщает, что сейчас можно увидеть значительные достижения в пограничном сотрудничестве, которому активно содействует Миссия ЕС по оказанию помощи на украинско- молдовской границе. Европейское сообщество, кстати, уже давно перестало называть этот участок границы «черной дырой». За последние месяцы не зарегистрированы значительные случаи перевозки оружия или контрабанды товаров, — отметил заместитель министра. В то же время представитель СНБО Андрей Соболев подчеркнул, что Украина с введением нового таможенного режима теряет сотни миллионов долларов. Поэтому, считает он, нашей стране нужна помощь ЕС и других заинтересованных сторон.

Впрочем, налаживание пограничного сотрудничества никак не решает саму проблему приднестровского урегулирования. Недавно приднестровские лидеры заявили о намерении провести референдум об отделении ПМР от Молдовы и даже о возможности вхождения республики в зону российского рубля. При этом приднестровские лидеры ссылаются на недавний референдум в Черногории, большинство населения которой высказалось за выход из состава Союза Сербия и Черногория. Это сравнение не выдерживает никакой критики, — отметил специальный представитель ЕС в Молдове Андриаан Якобовиц де Сегед. По его словам, Приднестровье не может прибегнуть к подобному шагу, поскольку республика не была (подобно Черногории) составной частью союзного государства. В частности, Подгорица в соответствии с общей конституцией с Белградом имела право на отделение. У Тирасполя такого права нет, а поэтому никто не признает референдума, если таковой даже состоится в Приднестровье, отметил представитель ЕС. В то же время он предложил девять шагов, которые, по его мнению, помогут решить приднестровский кризис. В первую очередь, речь идет о введении единой таможенной политики. Приднестровцам необходимо показать преимущества, которые они будут иметь, работая в едином таможенном пространстве, включая выход на рынок ЕС, — отметил Андриаан Якобовиц де Сегед. По его словам, для урегулирования приднестровского конфликта ЕС должен на наивысшем уровне вести диалог с Россией. Москву следует убедить в необходимости вывода российских солдат, оружия и боеприпасов из Приднестровья (Россия должна была выполнить свое обязательство еще несколько лет назад). При этом следует убедить Москву в том, что в объединенной Молдове этнические русские будут чувствовать себя, как дома. Этого нельзя добиться угрозами, торговыми войнами или стимулированием экономических проблем в Молдове, — считает представитель ЕС. По его мнению, очередным шагом решения этого замороженного конфликта является демократизация Приднестровья. Власти ПМР должны в этом контексте дать разрешение на проведение ОБСЕ в Приднестровье осмотра демократичности непризнанной республики, возможно ли в ней проведение честных и свободных выборов. Некоторые из шагов представляют собой мероприятия по поддержанию безопасности, началу мониторинга предприятий, на которых изготавливается оружие и боеприпасы. В ЕС считают целесообразным продолжение диалога между Кишиневом и Тирасполем по распределению полномочий. Также нуждается в трансформации механизм миротворческих операций. В частности, российские миротворческие силы должны быть заменены многонациональными, в которых не будет иметь преимущества ни одна страна.

Эксперт Института демократии им. П. Орлика Наталья Белицер отметила, что демократизация Приднестровья является важнейшим элементом нового плана. Впрочем, она выразила сомнение в возможности реализации этого шага. «Как демократизировать огромную прослойку приднестровцев, которые, по мнению экспертов, находятся в ментальности Советского Союза», — риторически спросила эксперт. Директор Института общественной политики Молдовы Оазу Нантои отметил, что «при лечении болезни нужно поставить правильный диагноз». Он считает, что жизнеспособность приднестровского режима и его стабильность в течение 15 лет определяется тремя основными факторами: «геополитическими интересами РФ, интересами международной сети организованной преступности и контролем населения этого региона со стороны местной администрации инструментами, которые свойственны тоталитарным режимам». По словам молдовского эксперта, введен пограничный контроль, предназначенный для того, чтобы выбить «один камень из фундамента приднестровского режима» и прекратить возможность реализации экономических интересов международной сети организованной преступности. О. Нантои отметил важность углубления в Киеве понимания того, что приднестровский конфликт представляет собой «многофакторную угрозу для национальной безопасности самой Украины». «Это экономические преступления, которые организовываются через Приднестровье, интернационал, который сейчас формируется в виде совместных акций движения «Наши» из России, «Прорыва» из Тирасполя и Крыма, которые поставили цель дестабилизировать ситуации в Украине, Молдове и реализовать какие-то фантомные имперские амбиции со стороны РФ», — отмечает молдовский эксперт. По его мнению, объективное информирование общественности и политиков поможет последним стать ответственными перед своими избирателями.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать