Шесть приоритетов Радичовой
Григорий МЕСЕЖНИКОВ: В словацком обществе оптимистически осторожное отношение к программе правительства
На этой неделе новому правоцентристскому правительству премьер-министра Иветы Радичовой предстоит пройти первое испытание — утверждение в парламенте программы преодоления негативных последствий мирового финансового кризиса в национальной экономике. Представляя программу, 53-летняя профессор-социолог, которая является также заместителем председателя СДХУ, заявила о шести приоритетах правительства. По словам Радичовой, «первый приоритет — стабильное экономическое развитие страны, второй — полная нетерпимость к коррупции и обеспечение доступа к правосудию, третий — борьба с безработицей, что уменьшит социальные риски, четвертый — улучшение бизнес-климата и содействие активному гражданскому обществу, пятый — образованные люди и инновационное общество, шестой — доступ к качественному медицинскому обслуживанию».
Напомним, что ее кабинет министров составили правоцентристские партии — Словацкая демократическая и христианская уния (СДХУ), Христианско-демократическое движение, «Свобода и Солидарность» и «Мост-Хид». Всем этим партиям вместе принадлежит 79 из 150 депутатских кресел. Правительство состоит из 15 политиков. Министром иностранных дел стал экс-премьер республики, председатель СДХУ Микулаш Дзуринда; вице-премьером и министром финансов — заместитель председателя СДХУ Иван Миклош. Заместитель председателя Христианско-демократического движения Даниэл Липшец получил кресло министра внутренних дел, представитель «Свободы и Солидарности» Любомир Галко — министра обороны.
Как словаки воспринимают предложенную правоцентристским правительством программу? Следует ли ожидать изменений отношений между Словакией и Украиной при новом правительстве? Об этом «Дню» — в интервью президента Братиславского института общественных проблем Григория МЕСЕЖНИКОВА.
— Хотя программа еще обсуждается в парламенте, но я думаю, что в течение этой недели будет голосование и парламент ее одобрит, а правительство соответственно получит вотум доверия. Хотел бы отметить, что сейчас в стране меняется направление социально-экономической политики. Правительство станет более транспарентным, будет бороться с коррупцией и безработицей, расширять пространство для рыночных механизмов. И естественно, что упор делаться на усиление научно-технического потенциала, образования, развития общества, основанного на знаниях. Следует при этом отметить, что ситуация очень сложная. Ведь прошлое правительство оставило страну не в очень хорошем экономическом состоянии. У нас дефицит вырос до 7% ВВП, хотя по нормам Евросоюза этот показатель не должен превышать 3%. Также повысилась задолженность правительства, безработица. Так что ситуация сложная, но правительство попытается ее исправить.
— А словацкое общество поддерживает программу нового правительства?
— В обществе осторожное отношение к этой программе. Дело в том, что партии, которые составили это правительство, выступали за резкое сокращение бюджетных расходов. И поэтому, естественно, существует определенное опасение, что социальные программы могут каким-то образом быть урезанными. Трудно все это скомбинировать, но в обществе оптимистически осторожное отношение к программе правительства. С одной стороны существует ожидание, что правительство улучшить экономическое состояние, а с другой стороны, существует опасение, что это может произойти за счет сокращения расходов на социальные программы. Я думаю, что без этого все-таки не обойтись. Потому что прошлое правительство разбрасывало средства особенно перед выборами. И оказалось, что правительство Фицо оставило по интерпретации нового правительства — «пустую казну». Там действительно были большие недостатки со сбором налогов, в результате чего создалась определенная пропасть в госбюджете.
— Один из ваших коллег эксперт Ричард Дюран заявил в комментарии CTK, что в программе правого чешского правительства имеются более конкретные предложение преодоления негативных последствий мирового финансового кризиса в национальной экономике, чем в программе словацкого правоцентристского правительства Иветы Радичовой. Что вы скажете на это?
— Он, конечно, прав. Но хочу отметить, что в Чехии несколько иная ситуация, чем в Словакии, а также в странах разная подготовленность населения к каким-то радикальным шагам. Поэтому и разная риторика звучит со стороны лидеров обеих стран. Тем не менее, по своему типу словацкая правительственная программа соответствует основному направлению чешской правительственной программы. Нужно учитывать такую вещь. Самые радикальные реформы были проведены в Словакии с 2002 по 2006 год. У нас пространство для более радикальных реформ сужено, а в Чехии некоторых реформ вообще не было. Поэтому чешскому правительству придется этим серьезно заняться. Чешское население больше подготовлено к сокращению расходов на социальные программы. И там, кстати, правительство обозначило себя как правительство бюджетной ответственности. У нас более мягкие формулировки. Но я думаю, что в принципе чешские и словацкие правительственные программы сходны.
— А как вы расцениваете решение вашего правительства не принимать участие в программе спасения Греции от дефолта?
— Такую позицию эти партии занимали и до выборов. Они считали такой выход не самым лучшим решением, поскольку Грецией и Евросоюзом были совершены ошибки. Нельзя исключить, что в течение определенного времени позиция нынешнего правительства может все-таки смягчиться. Кстати, грецкий пример помог победить правым партиям. Они использовали его в качестве фактора риска: «если вы нас не поддержите, если при власти останется левое правительство, то оно приведет страну именно в такое состояние, в котором ныне находится Греция».
— Не могли бы вы сказать, каких подходов в преодолении последствий кризиса придерживается новое правительство: европейского, который предлагает Германия — сокращать расходы, или американского, которые предполагает стимулирование экономики финансовыми вливаниями?
— Скорее, оно отдает предпочтение европейскому подходу — экономии. О стимулировании можно будет говорить тогда, когда все самые большие проблемы будут устранены. Но у нас семипроцентный дефицит бюджета. Это огромная сумма. Хотя три года назад этот показатель составлял 3 процента. Я думаю, что Словакия ведет себя в соответствии европейским рекомендациям, а не американским.
— Как сообщили СМИ, правительство Радичовой планирует увеличить с 300 до 400 количество словацких военнослужащих в составе международного контингента в Афганистане. И это в то время, когда некоторые страны выводят контингенты из этой страны...
— Это было решение предыдущего правительства. А новое правительство является еще более прозападным, более проатлантическим. Так что в этом отношении, я думаю, у этого правительства не будет никаких особых проблем относительно обеспечения этого курса и выполнения своих обязательств перед НАТО и союзниками. Конечно, придется на это выделять какие-то финансовые ресурсы.
— А как вы можете прокомментировать статьи в российской прессе, в которых говориться, что с приходом нового правительства Словакия перестала быть дружественной России страной?
— Да, действительно, новое правительство не такое пророссийское. Уже не будут допускаться двусмысленные высказывания, как это было при премьере Фицо. Новое правительство отменило проект строительства ширококолейной железной дороги. Я думаю, что направленность на сотрудничество с Западом будет более четко выраженной. А с Россией будет подчеркиваться прагматический характер отношений: экономическая выгода. Мне кажется, никаких идеологических шатаний в этом направлении не будет.
— А следует ли ожидать при новом словацком правительстве изменений отношений с Украиной?
— Я думаю, следует ожидать изменений в том плане, что мы перестанем поддерживать Украину в плане движения в НАТО, поскольку, как мы понимаем, ваша страна не будет стремиться вступить в Альянс. Поэтому пространство для сотрудничества в этом направлении ограничивается. А что касается Евросоюза, то поддержка будет более выразительной. Словакия будет по-прежнему поддерживать внутреннее реформирование, демократизацию и поступательного движения Украины в сторону Евросоюза. Это будет осуществляться в форме различных программ. Здесь никаких сомнений не должно быть. Причем это находится в полном соответствии основным тезисам внешнеполитической доктрины, которая гласит: Словакия заинтересована в том, чтобы Украина была надежным, стабильным демократическим партнером, который стремиться присоединиться к организации, в которой наша страна уже является членом.
Выпуск газеты №:
№142, (2010)Section
День Планеты