Сирийский Курдистан шагнул к автономии
Отстраняясь от режима Асада и его противниковРуководители Партии демократического единства (ПДЕ, PYD) — основной политической силы Сирийского (Западного) Курдистана подписали декларацию, провозглашающую автономию на севере Сирии. Одновременно боевые курдские отряды устанавливали контроль на этнической территории, не допуская в нее ни правительственные войска, ни исламистов. Отметим, что с большей части курдских территорий войска Асада ушли сами.
Шаткое равновесие нарушили исламисты из «Джебхат аль-Нусра» и «Исламского государства Ирака и Леванта». В нескольких курдских деревнях они устроили самую настоящую резню, убив более 400 человек, в основном женщин и детей. В городе Камышлы был убит Иса Хусо, один из лидеров Высшего совета курдов Сирии. После этого отряды Народной самообороны (курд. Yekineyen Parastina Gel, YPG) начали активные боевые действия против исламистов. Фронт столкновений между курдами и джихадистами растянулся на 900 км от Африна и Кубани на западе до пограничных городов Рас-эль-Айн и Камышлы на востоке. К октябрю исламисты были вытеснены с большей части территории Западного Курдистана.
Обострение ситуации на северо-востоке Сирии ускорило процесс автономизации курдов. В том числе создание органов государственного управления и правительства.
Как заявили курдские, арабские и христианские лидеры, предлагается разделить Сирийский Курдистан (Рожава) на три провинциальных района в составе курдской автономии с собственной администрацией в каждом. Образованный сирийскими курдами Комитет автономного правительства с административным центром в городе Камышлы состоит из 55 человек. В течение 40 дней он выберет Комитет по разработке Конституции, проведет выборы в парламент автономии. В работе административных органов принимают участие также черкесы и ассирийцы.
Лидеры PYD приступили к формированию руководства автономного Курдистана. Основной претендент на должность руководителя автономии — глава этой партии Салех Муслим. Однако PYD не единственная политическая организация, которая намерена бороться за власть. Курдский национальный совет (КНС, KNC) поддерживает тесные связи с Национальной коалицией сирийских революционных и оппозиционных сил (НКОРС).
Есть все признаки того, что автономная администрация сохранится и по окончании войны независимо от того, кто в ней победит. Слишком долго ущемлявшиеся при президенте Сирии Башаре Асаде и его отце курды, по мнению экспертов, видят в сирийском конфликте возможность расширить свою автономию и приблизиться к тому статусу, которого добились курды в Ираке. Как подчеркивается в заявлении PYD, «Курдский народ будет править собой демократично наряду с другими этническими меньшинствами в регионе. На него не будут влиять из Дамаска, кто бы там ни правил. Асад не может вновь проникнуть в нашу сферу. Мы защищаем нашу сферу. Мы ни на кого не нападаем».
Как и следовало ожидать, против курдской автономии в Западном Курдистане выступает не только сирийская оппозиция, но и Турция. В то же время официальный Дамаск хранит полное молчание.
За последние несколько месяцев лидер PYD Салих Муслим несколько раз посетил Турцию для переговоров с турецкими властями о статусе курдов в будущей Сирии. В июле 2013 года, когда PYD сделали попытку объявить автономию, предположил составить конституцию и провести выборы в течение шести месяцев, Турция отвергла этот шаг.
Анкара считает, что режим президента Сирии Башара Асада поддерживает автономию сирийских курдов с целью создания разногласий внутри сирийской оппозиции и подрыва усилия Анкары по ее объединению. Летом турецкий министр иностранных дел Ахмет Давут-оглу заявил, что «невозможно принять любые фактические декларации автономных образований в Сирии — это может привести только к дальнейшему кризису».
Попытку несколько ослабить стремление сирийских курдов к автономии будет предпринята на встрече премьер-министра Турции Реджепа Эрдогана с лидером иракских курдов Масудом Барзани в городе Диарбакыре — центре турецких курдов. По сообщению газеты Todays Zaman, на совместной пресс-конференции в Анкаре с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым глава турецкого правительства специально подчеркнул, что «переговоры в Диарбакыре станут для нас периодом исторического значения».
Как считают в Анкаре, некоторое дистанцирование лидеров иракских курдов от сирийских позволит сдержать сепаратистские тенденции последних и тем самым не дать осуществиться планам автономии. Как писала газета Todays Zaman, «Турция хотела бы использовать влияние Барзани на сирийских курдов, дабы оттеснить PYD и обрести влияние на сирийских курдов в постасадовской Сирии». При этом, как считает другая турецкая газета Yeni Safak, ставка делалась на то, что «Барзани возьмет под свой контроль сразу два блока — KNC и PYD — и приведет их к согласию с национальным советом сирийской оппозиции в период после Асада».
Насколько такая политика будет удачной для Анкары, покажет ближайшее будущее. К тому же, нельзя исключать, что региональное правительство Курдистана в Северном Ираке и такое же правительство на севере Сирии вступят в новый стратегический альянс, чтобы вынудить Анкару также двигаться по пути автономизации своих курдов. Конечно, такая ситуация является предметом серьезного беспокойства для правительства Эрдогана. Несмотря на примирительную риторику и показные прокурдские действия, он считает предоставление турецким курдам автономии отдаленной и весьма туманной перспективой.
Развитие событий в северной части Сирии может изменить и тактику действий курдских политических сил в Турции. По словам газеты Zaman, вряд ли теперь Эрдогану удастся предотвратить такой сценарий «при помощи сильной риторики».
Есть еще одна важная внешняя сторона проблемы. Встает вопрос о представительстве сирийских курдов на конференции «Женева-2». Нужно учесть, что так называемое временное правительство Сирии, созданное сирийской оппозицией, не имеет юридической легитимности, так как никем не избрано и образовано в явочном порядке. В то время как сирийские курды к моменту начала работы конференции могут успеть провести на подконтрольной территории необходимые демократические процедуры, в том числе и выборы. Такой факт устроители конференции, в первую очередь Россия и США, игнорировать не смогут. С другой стороны, это станет фактическим признанием отпадения от Дамаска первого территориального фрагмента, несмотря на успокоительные заявления лидеров сирийских курдов. В крайнем случае, Западный Курдистан получит статус, подобный Иракскому, и станет независимым de facto.
Сирийский конфликт по мере его затягивания ведет к существенной перегруппировке на Ближнем Востоке. Если сирийским курдам, что весьма вероятно, удастся отстоять свою автономию, — это сильно повлияет и на Иран. С оглядкой на это Тегеран продолжает и даже увеличивает, несмотря на внутренние трудности, помощь режиму Асада. Только вряд ли это поможет. Во всяком случае, в курдском вопросе. Похоже, этот многострадальный народ сделал шаг к осуществлению своей вековой мечты о собственном государстве.
Выпуск газеты №:
№213, (2013)Section
День Планеты