Скорость приобщения к Плану действий по обретению членства в НАТО зависит от самой Украины,
считает Государственный секретарь по вопросам обороны Джеф ГУН
По словам атташе по вопросам обороны Посольства Великобритании в Украине господина Роба Дрюита, программа военного сотрудничества Лондона с Киевом является наиболее мощной среди аналогичных программ для восточноевропейский стран. Только что на Яворивском полигоне завершились украинско-британские учения «Козацький експрес», традицией стало проведение британско-польско-украинских учений «Козацький степ», ежегодно около 1000 украинских военных изучают английский язык в Британском Совете в Киеве. Умение найти общий язык (в прямом значении этого слова) с представителями стран НАТО является необходимым для военных, чья страна заявляет о намерении стать членом Альянса, отметил Роб Дрюит. Министр обороны Великобритании Джеф Гун напоминает Киеву и о других составных «домашнего задания» от НАТО. Он особенно отмечает, что одних деклараций о намерениях недостаточно — отношения Украины с НАТО и продвижение нашей страны на пути евроатлантической интеграции будет зависеть от соответствующих действий украинской стороны.
Джеф Гун накануне своего визита в Киев, который состоится по приглашению министра обороны Украины Владимира Шкидченко, дал «Дню» эксклюзивное интервью, в котором сказал, что «в более отдаленной перспективе, согласно политике открытых дверей НАТО, Украина могла бы, в принципе, быть потенциальным участником Плана действий по приобретению членства». Очень дипломатически — и в то же время ни одного ответа на вопрос, чего же именно Украина может ожидать от Пражского саммита НАТО. Гун, очевидно, тем самым дал понять, что на слово уже не верят, и только на геополитическом положении уже не сыграешь — но «в принципе да» — тоже значит много.
— Учитывая важность Пражского саммита НАТО в плане трансформации Альянса, его расширения, выработку новой роли НАТО, какой вам видится эта новая роль НАТО, как, по вашему мнению, должна выглядеть общая картина евроатлантической системы безопасности в новых условиях?
— Британское правительство видит в НАТО главного трансатлантического гаранта безопасности для его стран- членов и защитника ценностей, закрепленных в Вашингтонском соглашении о демократии, личной свободе и главенстве права.
Мы убеждены, что трансатлантическое звено играет важную роль в защите мира и поддержке безопасности во всем мире. Мы вместе с другими странами НАТО работаем над достижением результата Пражского саммита, который обеспечит, чтобы НАТО, в основе которого лежит обязательство коллективной безопасности, изложенное в Статье 5, оставалось основой Европейской безопасности в ХХI веке так же, как и в течение его успешной деятельности в ХХ веке.
Более конкретно мы предлагаем, чтобы в Праге Альянс достиг согласия относительно следующих вопросов:
— эффективная роль НАТО в борьбе против новых угроз, таких как международный терроризм и оружие массового уничтожения; — обновленная работа над усилением способности более гибкого развертывания, позволяющего быстро передвигать силы НАТО туда, где они нужны;
— приглашение всех стран, желающих стать членами НАТО и отвечающих стандартам НАТО;
— четкие преимущества для обеих сторон от новых отношений между НАТО и Россией;
— углубленные, обоюдно полезные отношения между НАТО и Украиной, базирующиеся на ценностях, которые разделяют обе стороны;
— большее внимание к району на юге от НАТО, в частности, в рамках Средиземноморского диалога;
— внутренняя реструктуризация, обеспечивающая эффективность работы расширенного Альянса.
— Какую роль в этой новой системе могла бы и должна бы сыграть Украина? Насколько Соединенное Королевство было бы заинтересовано в поддержке Украины в ее дальнейшем продвижении в НАТО, на какой статус в отношениях с НАТО Украина могла бы рассчитывать в ближайшее время (это будет модернизованный механизм консультаций или это может быть новый механизм, который будет предусматривать, в известной степени, и участие в выработке решений)? Можно ли говорить, что с новым уровнем отношений между сторонами более весомым был бы и вклад Украины в общеевропейскую безопасность?
— Мы приветствуем решимость Украины в ее стремлении к полной евроатлантической интеграции и увеличении вклада в европейскую безопасность. Мы, вместе с другими странами НАТО, продолжаем предоставлять практическую помощь в этом направлении. Мы активно поддержали решение министров иностранных дел стран НАТО на их майской встрече в Рейкьявике дать новый толчок и вложить новое содержание в Партнерство с Украиной, в частности, путем более интенсивных консультаций и сотрудничества по политическим, экономическим и оборонным вопросам.
Чтобы развивать более тесные отношения между НАТО и Украиной, Украина должна четко заявить об ее уважении к основным ценностям и стандартам Альянса, среди которых стабильная демократия, рыночная экономика, главенство закона и реформирование оборонного сектора. Обеспокоенность НАТО, что Украина не отвечает этим стандартам в определенных отраслях, были высказаны министрами стран НАТО на встрече на министерском уровне НАТО—Украина в Рейкьявике. В частности, были упомянуты свобода прессы и заявлений, касающихся поставок Украиной тяжелого оружия в Македонию. Недавно страны НАТО высказали обеспокоенность относительно заявлений прессы о причастности Украины к программам разработки оружия массового уничтожения в третьих странах вопреки Резолюциям Совета Безопасности ООН.
— Может ли Украина рассчитывать на поддержку Великобритании в процессе своего присоединения к интенсивному диалогу и Плану действий по обретению членства (Membership Action Plan)? Какие сегодня могут быть проблемы на этом пути? К чему следует быть готовой Украине и украинцам в этом контексте?
— Мы считаем, что Украине нужно, в первую очередь, сосредоточиться на разработке распространенного особого партнерства согласно Хартии Украины— НАТО, согласованной в Рейкьявике. Существующее соглашение имеет большой потенциал для дальнейшей работы, и мы надеемся, что Украина полностью использует эту новую возможность.
В более отдаленной перспективе, согласно политике открытых дверей НАТО, Украина могла бы, в принципе, быть потенциальным участником Плана действий по обретению членства — наряду с другими странами, участвующими в Программах партнерства НАТО. Как скоро это может произойти, будет зависеть от способности Украины демонстрировать преданность стандартам НАТО.
— Что является наиболее слабым звеном сегодняшнего НАТО (много, в частности, говорится о проблемах доверия между США и европейскими союзниками)?
— НАТО является чрезвычайно крепкой организацией, что доказали больше сорока лет поддержания мира в Европе в течение холодной войны и недавний успех в помощи возобновления мира на Балканах. Теперь важное задание для всех нас — это обеспечить, чтобы у расширенного Альянса были необходимые структуры, возможности и партнерство для успешной защиты нас от разных угроз, которые появляются перед нами в начале ХХI века.
Выпуск газеты №:
№173, (2002)Section
День Планеты