Перейти к основному содержанию

Смута во время «европейского праздника»

Польша пытается преодолеть правительственный кризис
14 апреля, 00:00

Следственная комиссия польского Сейма вынесла вердикт по крупнейшему за последние годы коррупционному скандалу в стране: кинопродюсер Лев Ривин, потребовавший от компании «Агора» взятку в $17,5 млн., действовал исключительно в собственных интересах, а не в интересах правительства и правящей партии Союз левицы демократической. «Агора» издает «Газету Выборчу», крупнейшую ежедневную газету в Польше. Взятка якобы предназначалась для содействия компании в деле продажи акций спутниковой телекомпании. Скандал разразился после того, как главный редактор «Выборчей» Адам Михник обнародовал записи своего разговора с Ривиным (через полгода после самого разговора). Этот скандал коснулся многих правительственных структур, показания следователям давали высшие руководители страны.

Дело, однако, в том, что решение следственной комиссии уже ничего не меняет в ситуации, когда в стране продолжается правительственный кризис, вполне возможным выглядит назначение досрочных выборов в Сейм, которые могут закончиться весьма неожиданно для многих, и «Ривин- гейт» в этих условиях уже мало кому интересен. Тем более, что в последние дни в Польше разразились еще два «правительственных» скандала: «Орлен-гейт», связанный с задержанием бывшего руководителя крупнейшего нефтеперерабатывающего завода страны еще более двух лет назад, и непринятая премьер-министром Лешеком Миллером отставка министра иностранных дел Влодзимежа Цимошевича из-за опубликования в еженедельнике «Не» данных с похищенных дисков компьютеров министерства.

Отставка правительства Лешека Миллера произойдет 2 мая, на следующий день после вступления Польши в Европейский Союз. В интервью еженедельнику «Политика» на вопрос о том, что чувствует премьер перед отставкой, Миллер ответил — «облегчение», и прибавил, что могло быть и лучше. Тогда еще не начался «Орлен-гейт» — дело, в котором, как утверждалось, не обошлось без давления и согласия Миллера на задержание бывшего руководителя НПЗ. Экс-министр правительства Качмарек заявил на прошлой неделе, что Миллер давал прямые указания задержать руководителя предприятия. Польский глава правительства утверждал, что никаких указаний о задержании не давал. Но Миллер отметил, что был обеспокоен намерениями руководства «Орлена» подписать контракт с зарегистрированной на Кипре фирмой стоимостью $14 млрд. Это могло бы поставить предприятие в полную зависимость от единственного поставщика нефти. В прессе сообщается, что кипрский оффшор работал за комиссионные с россиянами, которые угрожали в случае неподписания контракта прекратить поставки нефти в Польшу. Насколько эти подозрения правдивы, выясняет следственная комиссия Сейма. Однако этот скандал не добавляет популярности ни расколотой левице, ни лично Миллеру. Кстати, завод «Орлен» расположен в Плоцке, и он мог бы быть одним из потребителей нефти, которая пойдет по пути Одесса — Броды — Польша.

Президент Александр Квасьневский предложил на должность премьер-министра Марека Белку, известного экономиста, экс-вице- премьера в правительстве Миллера, который сейчас выполняет миссию в Ираке. Белка в спокойных обстоятельствах, возможно, и имел бы шансы пройти через утверждение Сейма — он сравнительно молод, зарекомендовал себя как профессионал в сфере финансов, имеет неплохие контакты на Западе и является «новым лицом», в котором, как предполагают комментаторы, нуждаются поляки. Однако левоцентристы, имевшие после выборов 2001 года большинство в Сейме, расколоты. Еще год назад распалась коалиция СЛД — Уния Труда — Польская народная партия (представляющая интересы крестьян). Коалиционное правительство СЛД и Унии Труда официально не имеет поддержки большинства Сейма. Белка откровенно заявляет, что у него не создалось впечатление, что крестьяне поддержат его кандидатуру. Пресса уверяет, что и большая часть СЛД не склонна поддержать выдвиженца президента. Своего слова еще не сказал Марек Боровский, маршалок Сейма, лидер новообразованной (за счет СЛД) Польской социал-демократии. Предполагается, что лидер крестьян Януш Войцеховский сам не против возглавить правительство. Кроме него, как считают польские комментаторы, шансы возглавить правительство есть у Юзефа Олексы, депутата Сейма, которого в начале года Миллер пригласил на должность вице-премьера. Олекса — давний оппонент Миллера, и его кандидатуру поддерживает ряд региональных «баронов» левицы. Лидер симпатий общественного мнения, либеральная Платформа гражданская, также не склонна поддерживать кандидатуру Белки, очевидно, рассчитывая на возможную победу на выборах, регулярных или досрочных.

Часть аналитиков сходится во мнении, что досрочные выборы все-таки состоятся, возможно, уже осенью. Кто будет их победителем — угадать невозможно. Понятно, что ситуацию попытается склонить в свою пользу партия «Самооборона» во главе с экстравагантным Анджеем Леппером. «Самооборона», декларирующая откровенно популистские лозунги защиты польских позиций перед ЕС, защиты польского рынка, польского производителя и польского крестьянина, по результатам опросов имеет шансы выйти на первое место. Ее высокие показатели могут парадоксальным образом привести к тому, что после выборов в Европейский Парламент в июне Польшу в этой структуре будут представлять «антиевропейские» силы. Для «Самообороны» это будет генеральной репетицией выборов в Сейм. Объективно в пользу популистов сработает то, что с первых дней пребывания в ЕС поляки ощутят рост цен на целый ряд товаров и услуг.

В свою очередь, есть проблемы у либералов и правоцентристов из «Права и справедливости»: две партии вполне могли бы создать хотя бы минимальное большинство в Сейме и иметь свое правительство, если бы продемонстрировали способность договариваться.

Самое интересное то, что проблемы польского политикума продолжаются на фоне зафиксированного статистикой начала экономического роста и улучшения бюджетной ситуации. С другой стороны, Польша в муках проходит через процесс, который уже произошел во многих европейских странах, где фактически исчезла борьба левой и правой идеологий, борьба политических сил проходит не на идеологическом фронте, а на поле конкретных заявлений, обещаний и предложений (налоги, социальное обеспечение, образование и тому подобное). Польские правые потерпели неудачу на выборах 2001 года и фактически сошли с политической сцены. Левица, которая в середине 90-х практически перестала развиваться, проходит через подобные процессы сейчас. А «Ривин-гейт», «Орлен-гейт» свидетельствуют о том, что страна все еще не до конца преодолела проблемы, которые принято называть «проблемами переходного периода».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать