Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Снова пушки вместо масла

Зачем Россия втягивается в новый виток гонки вооружений
05 марта, 11:46

Выступая на коллегии министерства обороны России, президент Владимир Путин потребовал от оборонного комплекса в течение ближайших лет сократить увеличивающееся отставание России от США в военной сфере. Обоснование вполне в духе времен холодной войны. «Предпринимаются методичные попытки тем или иным образом расшатать стратегический баланс. Фактически запущен второй этап создания глобальной системы ПРО США, зондируются возможности для дальнейшего расширения НАТО на Восток. Существует опасность милитаризации Арктики... Динамика геополитической обстановки требует от нас выверенных и быстрых действий. Вооруженные силы России должны выйти на принципиально новый уровень возможностей уже в ближайшие три-четыре-пять лет», — заявил российский президент. Все это, по Путину, прямая угроза интересам России, и они очень опасны, поэтому их нельзя игнорировать. К этому он добавил, что на планете множатся и расширяются зоны нестабильности, не прекращаются вооруженные конфликты на Ближнем Востоке и в Азии, возрастает опасность «экспорта радикализма и хаоса в ближайшие с нами регионы».

В организационном отношении Путин также отметил: «Нужно завершить процесс создания полноценных группировок на всех стратегических направлениях, все соединения части необходимо содержать только в категории постоянной готовности». Министр обороны Сергей Шойгу тут же заявил, что для защиты интересов России в Средиземном море необходимо создать отдельное управление оперативного соединения ВМФ России.

Какая же армия без современного вооружения? Вот и ставит верховный главнокомандующий задачу, чтобы «доля вооружений нового поколения в России должна составить к 2015 году 30%, к 2020 году — до 70 — 100%...». В течение ближайших двух лет должна быть создана система перспективных исследований и разработок в области науки и военных технологий.

Соответственно, под такую задачу денег жалеть не приходится. За ближайшие десять лет на новое вооружение предполагается потратить 23 трлн рублей (755 млрд долларов). Другими словами, по 75,5 млрд долларов ежегодно.

Что и говорить, задача ставится весьма амбициозная. Обратим внимание, что о том, чтобы догнать и тем более — перегнать США по вооружениям, не говорится. Возникает вопрос, что понимать под таким вооружением? И второй, не менее важный вопрос: а, в принципе, современная Россия может достичь поставленной цели?

Военно-промышленный комплекс СССР был намного сильнее, чем нынешний российский. Тем не менее, ему совершенно не по силам было тягаться с американским ВПК по новейшим образцам вооружений. СССР никогда не выигрывал гонку вооружений. В первую очередь — по качественным показателям. Советская промышленность так и не сподобилась выпустить хоть один полноценный авианосец, а их усеченную версию назвали авианесущим крейсером. И таких примеров можно приводить довольно много.

И вот теперь, когда от советского ВПК, в прямом и переносном смысле, мало что осталось, ставится такая сложная задача перед российским оборонным комплексом. Но уже давно известно, что он дать вооружение третьего поколения, о пятом и не говорим, не может. В ближайшие годы будет построено всего шесть новых подводных лодок и несколько боевых кораблей. И с таким флотом хотят не только защищать огромное побережье, но и двинуться в теплые моря. О ракете «Булава» и вспоминать не стоит. А ведь этот проект, как и ракет «Тополь», достался еще от Советского Союза.

Китай, у которого ВПК гораздо новее, и возможности у страны другие, не ставит себе задачу догнать и перегнать Америку. В области авиации китайцы сейчас решают задачу создания и принятия на вооружение самолетов третьего и четвертого поколений. Учтем, что каждое новое поколение военной техники — дело очень дорогое. Настолько, что Пентагон вынужден был либо заморозить, либо урезать проекты создания истребителей пятого и шестого поколений. Сравнивать технологические возможности американского ВПК с российским нет смысла. Несмотря на нефтегазовые прибыли, Россия остается бедной и отсталой в технологическом отношении страной. Такой она была всегда, и период СССР — не исключение.

Страна нуждается в технологическом обновлении, на что необходимы просто огромные средства, с учетом климата и большой территории. А вместо этого деньги направляются на безуспешную попытку кому-то что-то доказать.

Как известно, в России, Украине тоже, большой проблемой являются дороги. По оценке экспертов Всемирного экономического форума, Россия заняла по качеству дорог 136-е место в мире из 144 с результатом 2,3 балла. Украина там же и такими же показателями. Хуже дороги только в соседней Молдове — 1,5 балла.

И вот на реконструкцию и строительство российских дорог к 2015 году потратят от 620 до 740 млрд рублей (20 — 24 млрд. долларов). Это в шесть раз меньше, чем на новое вооружение в годовом исчислении. И даже новые российские дороги будут совсем не такими, как немецкие, французские или итальянские, в крайнем случае — португальские дороги. Кто ездил, тот в этом убедился.

Бывший министр финансов Алексей Кудрин заявил в ноябре прошлого года корреспонденту газеты «Ведомости»: «В то время как все страны начинают сокращать оборонные расходы, Россия поступает наоборот. Но у нас нет ни возможностей, ни средств, чтобы увеличивать эти (военные) расходы». По его словам, прошлогоднее увеличение военных расходов равно всему бюджету сферы образования (2,5 трлн рублей, или 83 млрд долларов).

Возникает стойкое ощущение, что Россию втягивают в новый виток гонки вооружений совсем не по причине глобальных угроз с Ближнего Востока или американской противоракетной обороны и тем более — из-за мифического расширения НАТО.

Зачем нынешней России оперативное соединение из шести-десяти кораблей в Средиземном море? Противостоять, как в советские времена, Шестому американскому флоту? Но это даже не смешно по количеству и по возможностям. Кстати, подчиняться эта группировка будет Черноморскому флоту, который базируется на украинской территории. Подписавших Харьковское соглашение спросили, что они думают по этому поводу? Судя по всему, — нет.

Могущества ВПК боялся сам товарищ Сталин. Он пытался с ним бороться, формируя дела авиаторов, маршалов. В основе «ленинградское дело» тоже имело военно-техническое происхождение. Но ничего не получилось. Как показала история с отставкой министра Сердюкова, даже робкие попытки несколько умерить аппетиты генералов ВПК наталкиваются на столь сильное сопротивление и агрессию, что Путин не рискует заводиться с этим монстром. Поэтому деньги на оборонку будут выделяться во все большем количестве, а будут ли к 2020 году в армии новые виды вооружений... Как говорил Ходжа Насреддин, кого-то не будет, а о ком-то или о чем-то не вспомнят.

Генералы ВПК не только разворовывают бюджет. Они являются движущей силой, наряду с высшим слоем чиновничества, пещерного антиамериканизма и антизападничества. Им никакая разрядка не нужна, более того, она губительна. И это полностью совпадает с политическими целями Путина. Совсем изолировать страну, как при Сталине, нельзя, но развязать пропагандистское промывание мозгов можно. Заодно объяснить народу, что из-за злых американцев приходится тратиться на то, чтобы была «броня крепка, и танки наши быстры». А дороги и все остальное для людей подождет. Ездили ведь как-то и жили с такими, да и читать-писать как-то научились...

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать