Солану встречают загадками украинской души

Вчера начался очередной визит в Украину генерального секретаря Совета Европейского Союза Хавьера Соланы, ответственного за безопасность и внешнюю политику ЕС. От этого визита, от встреч Соланы с украинским руководством (Леонид Кучма, Анатолий Зленко, Иван Плющ, Борис Андресюк, лидеры различных партий и блоков) наверно, многое будет зависеть в определении линии поведения как ЕС в целом, так и отдельных его стран в отношении Украины. Понятно, что прежде всего Солану будет интересовать момент избирательной кампании — именно выборы сегодня будут «лакмусовой бумажкой» для определения реакции ЕС. Так же понятно и то, что генсек Совета ЕС будет пытаться понять, что именно подразумевалось в различных заявлениях Президента Украины, главы его Администрации, министра иностранных дел, вынужденного потом исправлять ситуацию. Понятно и то, что подробности этих разговоров будут оставлены «за кадром» обнародованного, а «на публику» будет говориться о прогрессе, общих взглядах, приветствиях украинских усилий, направленных на «евроинтеграцию», перспективах конкретного сотрудничества в энергетике, безопасности, комплексе элементов, подпадающих под определение «юстиция и внутренние дела». То есть: обустройство границ, нелегальная миграция, визовый режим при расширении ЕС, трансграничное сотрудничество. Все это становится все более актуальным.
Фон визита Соланы, по меньшей мере, интересен. Украине наконец даны давно ожидаемые Киевом сигналы того, что ее желания получить ассоциированное членство в ЕС в Брюсселе выслушали и приняли во внимание. О поддержке этих намерений Украины говорили в Киеве федеральный канцлер ФРГ Герхард Шредер и экс-министр иностранных дел Италии Ренато Руджеро. О том, что это не просто декларация, говорил председатель Немецкого общества внешней политики Ганс- Дитрих Геншер, представитель оппозиционных нынешнему немецкому правительству сил. О том, что не выработаны четкие критерии или стандарты ассоциативных отношений с ЕС, говорил госсекретарь МИД Украины Александр Чалый. О задании украинским государственным органам достичь к 2011 г. стандартов, необходимых для вступления в ЕС, а в 2004 получить ассоциацию с ЕС, заявлял Президент Кучма. Но он же, будучи в Тюменской области России, вдруг заявил, что вступить в ЕС в 2011 г. Украина не имеет никаких шансов и что Западу не нужны ни сильная Украина, ни сильная Россия. Затем в Херсоне он заявил, что было ошибкой ориентироваться только на Запад, что объединению стран Евросоюза следует противопоставить сотрудничество с Россией, что только российское руководство перешло к конкретным делам, тогда как другие только советовали, что и как делать. Потом министр иностранных дел Украины Анатолий Зленко заявил, что «произошло неправильное толкование заявления Президента». Украина, по словам министра, «свой внешнеполитический курс определила, он касается европейской и евроатлантической интеграции». Многих представленных в Украине западных дипломатов разнобой в толкованиях, мягко говоря, удивил. Что, правда, понять трудно. Так же, как трудно «правильно» истолковать херсонское заявление Президента. Фактом же является то, что для того, чтобы определить свою политику в отношении Украины, которая далеко не безошибочна и далеко не свободна от различных политических нюансов и проблем, ЕС хотел бы знать, к чему на самом деле стремится сама Украина, во всяком случае, ее высшее руководство. Солана, хорошие отношения которого с украинским руководством несомненны еще с тех времен, когда он возглавлял НАТО, — возможно, самая лучшая фигура для получения этого ответа.
Остается также очевидным то, что ЕС до сих пор не позволял себе резких и фактически ультимативных заявлений в отношении украинской внутренней политики, как это делали официальные и неофициальные представители США. Довольно осторожная позиция Союза в отношении украинских событий имела и другую сторону — Президент Украины за последний год фактически стал нежелательным гостем в странах ЕС, Шредер был первым и пока что последним лидером страны ЕС, посетившим с визитом Украину. Тогда как всегда декларируется, что отношения строятся не между личностями, а между народами. В этих отношениях есть и будет немало проблемных моментов — ситуация вокруг достройки Хмельницкой и Ровенской АЭС, возможности привлечения Украины к общей европейской политике безопасности, проблемы расширения ЕС, которое в нынешних условиях безусловно повлечет пусть смягченную, но изоляцию украинцев (а не их руководства) от общеевропейских процессов. Проблемы учета украинских интересов в энергоснабжении Западной Европы. В Киеве и Брюсселе любят говорить о начале конкретного сотрудничества. Следовательно, обе стороны имеют полное право ждать реального движения навстречу. Но обе — с четким разъяснением своих позиций.
Выпуск газеты №:
№34, (2002)Section
День Планеты