Перейти к основному содержанию

Союз и дракон

13 июня, 21:26

Китай и Европейский Союз отмечают 30 лет официальных отношений. За это время произошли огромные изменения, как в самом Китае, так и в характере этих отношений. Но как отношения между Китаем и ЕС будут развиваться в течение следующих тридцати лет? Будут Китай и ЕС конкурентами или партнерами?

Перед Китаем и ЕС стоит много задач и проблем, и, прежде всего, они связаны с экономикой. Экономическое развитие Китая за последние годы было поразительным. Но быстрый рост всегда порождает нестабильность, которую Китай должен свести к минимуму и преодолеть. По мере его интеграции в мировую экономику Китай должен стараться сохранить устойчивый экономический рост, заботясь при этом об охране окружающей среды и решая проблемы бедности и неравенства. Это очень сложные задачи, и Китай не может справиться с ними в одиночку.

Действительно, устойчивое развитие — это серьезная задача, как для Китая, так и для Европы. В конце концов, главным фактором, определяющим, смогут ли наши дети и внуки жить спокойной, здоровой и продуктивной жизнью, является то, смогут ли природные экосистемы выжить под давлением, оказываемым на них современной цивилизацией. В опубликованном недавно отчете ООН говорится о том, что мы уже вошли в опасную зону. Множество наземных и морских экосистем находится под угрозой окончательного уничтожения со сложно предсказуемыми последствиями.

Одной из отрицательных сторон быстрого экономического роста Китая является его растущая потребность в энергоресурсах и, следовательно, рост выбросов углекислого газа в атмосферу. Китай быстро превращается в одного из крупнейших в мире импортеров нефти и газа. Согласно прогнозам, приведенным в докладе «Обзор мировой энергетики-2004» Международного агентства по энергетике, к 2030 году мировой спрос на энергоресурсы возрастет приблизительно на 60%, при этом 2/3 этого роста придется на долю Китая и Индии.

Огромные инвестиции в размере нескольких триллионов евро потребуются для того, чтобы удовлетворить мировой спрос на энергоносители. В том же докладе говорится, что если поведение людей не изменится, выбросы парниковых газов во всем мире увеличатся экспоненциально. Таким образом, необходим новый этап международного сотрудничества в области охраны окружающей среды при активном участии Китая.

Конечно, Китай, как любая другая страна, имеет право заниматься поиском энергоносителей, минералов и других необходимых ей ресурсов. Но отсутствие сотрудничества может привести к более высоким, чем необходимо, ценам на нефть и газ и, возможно, к поражению в борьбе с климатическими изменениями. Это означает, что Китай должен относится к климатическим изменениям и разумному использованию энергии как к приоритетным вопросам государственной политики.

Помимо экономических вопросов Китай должен убедить мировое сообщество, что его пробуждение не пошатнет весь мир. Таким образом, формулируя свою политику, Китай также должен стараться заручиться одобрением и поддержкой мирового сообщества. Большинство европейцев считают, что Китай стремится не бросить вызов, а внести вклад в формирование сбалансированного мирового порядка, сильной Организации Объединенных Наций и эффективной многосторонней системы. Но, в «мировой деревне» неправильные представления возникают очень легко и могут нанести большой вред.

Роль Китая в вопросе ядерных амбиций Северной Кореи является хорошим примером ответственности за международную стабильность и безопасность. Международное сообщество рассчитывает на активные действия со стороны Китая. Если необходимо, он должен еще более решительно использовать свое влияние, чтобы посадить Пхеньян за стол переговоров. Очевидно, что решение этой проблемы должно отвечать интересам самого Китая: безъядерный Корейский полуостров, пользующийся поддержкой ЕС.

Возможности для конструктивной роли Китая существуют и в других точках мира. Заключив десятилетнее соглашение с Ираном о сотрудничестве в области энергетики, Китай имеет возможность поддержать усилия ЕС по предотвращению распространения ядерного оружия, в то время как Союз должен поддержать усилия Китая в отношении Северной Кореи. Это касается не только Ирана, но угрозы ядерной гонки вооружений на всем Ближнем Востоке. Региональное сотрудничество на Ближнем Востоке служит интересам Китая. Мы рассчитываем на дальнейшую поддержку со стороны Китая усилий Европы и Америки ограничить использование ядерной программы Ирана исключительно гражданскими целями.

Европа и весь мир также наблюдают за тем, как Китай решает внутренние вопросы, связанные с соблюдением прав человека. ЕС приветствовали внесение в прошлом году в конституцию Китая положения о том, что «правительство уважает и соблюдает права человека». Но не слова, а дела имеют значение. На саммите между Китаем и ЕС мы обсуждали планы правительства Китая по ратификации Международной конвенции по гражданским и политическим правам.

Одним из вопросов, требующих скорейшего решения, является свобода вероисповедания. Необходимость предварительной регистрации религиозных сообществ является дискриминационной. Ратификация Международной конвенции по гражданским и политическим правам, и соответствующие изменения, как в законодательстве Китая, так и на практике, помогут обеспечить социальную и политическую стабильность в Китае, способствовать диалогу между Китаем и ЕС и повысить моральный авторитет Китая.

Настало время заменить старое соглашение о сотрудничестве между ЕС и Китаем, подписанное еще в 1985 году. Наши отношения начались с преимущественно экономической основы и развились до сотрудничества в борьбе с терроризмом, пиратством, организованной преступностью, а также во многих других вопросах. Структурный диалог, включающий частный сектор, который играет важнейшую роль в экономическом развитии Китая, необходим в вопросах, касающихся энергоресурсов устойчивого развития и охраны окружающей среды. Мы должны видеть в экологических проблемах и проблеме недостатка энергоресурсов то, что они из себя на самом деле представляют, — угрозу всему человечеству.

Китай, несомненно, найдет в Европе жесткого партнера по переговорам. ЕС ставит целый ряд условий сотрудничества с другими странами. Некоторые из них не подлежат обсуждению, потому что являются столпами европейской модели, которой мы стараемся поделиться с миром. Сюда относится демократия и верховенство закона, уважение к правам человека и охрана окружающей среды, нераспространение оружия массового поражения и средств его доставки, а также кампания против терроризма.

Политические стандарты ЕС высоки, но плоды сотрудничества сладки. Если мы будем решать наши общие проблемы вместе, Китай и Европа могут помочь превратить ХХI век в век надежды.

Бернард БОТ — министр иностранных дел Королевства Нидерланды.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать