Союзники Украины и ее отношения с Россией
или О преимуществах для международной безопасности членства нашей страны в евроатлантических структурах![](/sites/default/files/main/articles/24062016/6yavoriv3.jpg)
Под лозунгами отказа от «внешнего управления», «диктата МВФ», возврата «внешнеполитической субъектности» в Украине делаются попытки реанимации антиамериканизма и ксенофобии советско-российского пошиба, а также насаждения подобных настроений в контексте праворадикальных взглядов.
ОПАСНОСТЬ ФАКТИЧЕСКОЙ ВНЕБЛОКОВОСТИ
Угроза для Киева остаться без поддержки Запада, а следовательно, наедине с Москвой, а также потребность в наличии стратегического подхода к модели украинско-российских отношений побуждают к анализу предпосылок, состояния и перспектив формирования круга союзников Украины, роли в этом процессе фактора российской экспансии, а также связанных с ним угроз международной безопасности и стабильности.
Следует отметить, что внешняя агрессия, а также свойственная государственному строительству потребность в поддержке со стороны влиятельных стран, в свое время приводила к формированию союзов Украины по всем азимутам: от Московии и Польши до Крыма, Турции и Швеции. Причем фатальность выбора Гетмана Б.Хмельницкого и полное уничтожение суверенитета Украины в XVIII веке не освободили вождей Украины следующих поколений от комплексов, связанных с союзом именно с Московией-Россией.
В конце концов, наличие на востоке Украины недружелюбного, влиятельного и жестокого соседа с тоталитарным государственным строем, привело к осознанию того, что равноправные двусторонние отношения Украины с РФ да и само существование демократической независимой Украины возможно исключительно при наличии поддержки и понимания со стороны ее союзников. Причем не только в части безальтернативности будущего членства в Евросоюзе и НАТО, но и угроз, которые представляет ее продолжающаяся, теперь уже фактическая, а не декларируемая внеблоковость.
Рядом с Россией Украина сможет стать успешной, а впоследствии процветающей страной только в союзе с Западом, последовательно и настойчиво осуществляя реформы и превращая этот союз в членство в НАТО и ЕС.
КТО И КАК ПОДДЕРЖИВАЕТ УКРАИНУ
К сторонникам Украины арrіоrі можно отнести соседей Российской Федерации. Следует также вспомнить, что США и Японию отделяют от России морские проливы шириной соответственно 4,2 и 3,7 км, а в Венгрии, Румынии, Чехии, Словакии, Германии, Австрии и Швеции помнят опыт опасного соседства с Россией на определенных этапах своей истории.
Что же касается союзнической поддержки Украины, то к ней, по нашему мнению, можно отнести действия США, Великобритании, Германии, Канады, Японии, Австралии — на национальном уровне, принципиальную позицию Евросоюза и НАТО, а также особую благосклонность членов этих организаций — Польши, Литвы и Румынии.
К союзнической поддержке, которая предоставляется Украине средствами «мягкой силы», прежде всего, относятся санкции против РФ. По определению президента США Б.Обамы, реальная сила значит, что вы можете получить то, что нужно, не прибегая к насилию. Отдавая должное героическому сопротивлению Украины российской агрессии собственными средствами, следует отметить, что без «реальной силы» США и ЕС российские войска вряд ли остановились бы в Крыму и на востоке Донбасса.
Вопреки давлению РФ, Брюссель обеспечил Украине беспрецедентные объемы реверсивных поставок природного газа. Чрезвычайно важной политической и экономической поддержкой для Украины стали подписание и ратификация Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС, внесение Еврокомиссией Совету ЕС предложения о безвизовом статусе для Украины.
Европейский Союз продемонстрировал стратегическое виденье и решительность, введя и трижды продлив санкции против РФ и фактически действуя в качестве союзника Украины, с которым она находится в отношениях ассоциации.
Особого внимания заслуживает оценка исключительной роли США в поддержке Украины и ответе на российскую агрессию, в том числе с учетом влияния этой страны на участников «нормандского формата», включая РФ. Подписанным Президентом США 18.12.2014 года Законом о поддержке свободы Украины введены санкции против РФ и предоставлена помощь Украине в военном, оборонном, энергетическом и гражданском секторах. Вашингтон оказывает Киеву растущую экономическую поддержку, в частности кредитными гарантиями, которые уже позволили Украине привлечь 2 млрд долларов на внешних рынках с рекордно низкими ставками. Еще 1 млрд долларов для поддержки экономических реформ поступит в Государственный бюджет Украины в результате Соглашения между правительствами Украины и США от 3 июня 2016 года.
После исторического выступления Вице-президента США Д.Байдена в Верховной Раде Украины 8.12.2015 года и его заявления: «Америка стоит рядом с вами», а также обнадеживающего: «США продолжат противостоять российской агрессии», — стало очевидным наличие союзного с Украиной глобального сверхгосударства. Принципиальное значение имеет то, что бюджет США на 2016 год, впервые за время существования двусторонних отношений, включает сотни миллионов долларов на военную помощь Киеву.
В контексте последующего развития украинско-американских отношений стоит вспомнить не только о возможностях такого инструмента, как Хартия Украина — США о стратегическом партнерстве от 19.12.2008 года, но и о потенциале перспективного для Украины союза с США в формате MNNP — особого партнерства США со странами вне НАТО, который уже имеют Япония, Израиль, Республика Корея, Австралия и ряд других стран.
ЧЛЕНСТВО УКРАИНЫ В НАТО И ЕС: ПРЕИМУЩЕСТВА ДЛЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Поддержка Украины со стороны Североатлантического альянса связана с выполнением Хартии об особом партнерстве между Украиной и Организацией Североатлантического договора от 09.07.1997 г., а также с провозглашенной в финальном коммюнике Бухарестского саммита НАТО (в 02.04.2008 г.) — перспективой членства Украины в НАТО.
В ходе разработки Украиной углубленного соглашения с Альянсом в сфере безопасности может быть использован опыт подписанного в сентябре 2014 г. трехстороннего соглашения о военной и гражданской поддержке НАТО Швеции и Финляндии, в случае угроз безопасности, катастроф и тому подобное (HOST — Nation Support). Упомянутое соглашение дает возможность проведения операций Альянса за рамками обязательств ст. V Вашингтонского договора.
Опосредствованной поддержкой Украины и стимулом для ее присоединения к Альянсу выступают действия НАТО по обеспечению своего военного присутствия в странах Восточной Европы, которые свидетельствуют о решительности и практическом наполнении солидарности против российской угрозы. В данном контексте для Украины крайне необходимо развивать военное сотрудничество с этими странами, особенно с соседними членами НАТО и ЕС, а также с Турцией.
В связи с предостережениями Кремля относительно угрозы безопасности РФ, которую создает связанное с этим приближение НАТО к ее территории, следует отметить, что аннексией Крыма и его превращением в свой стратегический плацдарм именно Россия приблизила свои войска к границам стран НАТО, создав конфронтацию и прямую угрозу в регионе Причерноморья. Москва передислоцирует военные части из центральных районов на запад и формирует новые дивизии и военные базы вблизи границ Украины, а также рядом со странами Балтии и Польшей.
Касаясь аргументов российской стороны относительно опасности, которую может представлять географическая близость территории страны — члена НАТО для промышленных центров и столицы РФ, следует напомнить, что длина автомагистрали от границы Украины до Москвы составляет около 500 км, а от границы члена НАТО Эстонии до Санкт-Петербурга 160 км. Уже имея пять соседних с ней членов Альянса, Российская Федерация не рискует угрозой вторжения с западного направления. В то же время Польша, Литва, Латвия и Эстония перестали быть «искушением легкой добычи» для своего соседа только после вступления в НАТО. Следует особо подчеркнуть, что «драматизация» вероятных последствий вступления Киева в Альянс выступает составляющей экспансионистской стратегии российского руководства. О том, что НАТО владеет секретом нейтрализации «непредсказуемости» реагирования России, а перед этим СССР на принятие в Североатлантический альянс соседних стран, свидетельствует следующее.
Подготовка к вступлению в НАТО Польши (в 1999 г.) и особенно стран Балтии (в 2004 г.) происходила в условиях категорического неприятия со стороны Президента РФ Б.М. Ельцина и его преемника В.В. Путина.
О несостоятельности аргументации касательно неприемлемости для России ее соседства с НАТО свидетельствует то, что, несмотря на давление со стороны СССР, Норвегия вступила в Альянс в 1949 г., а Турция в 1952 г. В обоих случаях во главе намного более влиятельного, чем нынешняя Россия, СССР стоял не менее агрессивный, чем действующий президент РФ — генералиссимус И.В. Сталин. Причем своим вступлением в НАТО Турция дала ответ на территориальные претензии со стороны Москвы и ее требования об обустройстве советской военно-морской базы в Черноморских проливах, а впоследствии достигла значительных успехов в экономических и политических преобразованиях.
КАК ЛИШИТЬ РОССИЮ ИЗВЕЧНОГО «ИСКУШЕНИЯ УКРАИНОЙ»
Не получив в 2008 году в Бухаресте плана для членства в НАТО (ПДЧ), Украина, а перед ней Грузия, испытала со стороны РФ агрессию, которая привела к беспрецедентной, после завершения холодной войны, и угрожающей международной безопасности конфронтации Запада с Россией. В то же время заслуживает уважения позиция США, которые не только последовательно выступали за предоставление в Бухаресте ПДЧ Украине и Грузии, но и имеют опыт решительных действий относительно некоторых стран в двустороннем формате. В частности, с целью препятствия советской экспансии США в 01.10.1953 г., через два месяца после прекращения огня, подписали с Республикой Корея общий договор об обороне. В результате, у этой разрушенной войной страны появились предпосылки, чтобы впоследствии превратиться в одного из азиатских «экономических тигров».
Расположенная на геополитическом перекрестке, богатая ресурсами и потенциально экономически мощная, а следовательно способная содержать и, вместе с союзниками, вооружать и учить современную армию, Украина может не только быть партнером НАТО, который в качестве донора трансатлантической безопасности уже два года сдерживает военную агрессию со стороны РФ. При наличии «цивилизационного пропуска» в виде реформированной экономики и политической системы Украина способна превратиться в важного и надежного члена НАТО и ЕС.
Вопреки некоторым ошибочным представлениям уставные документы НАТО не содержат ограничений касательно членства стран, которые имеют территориальные проблемы. Об этом свидетельствует принятие в НАТО ФРГ (в 1955 г.), еще до воссоединения с ней Саару (в 1957 г.) и ГДР (в 1990 г.), претензии одна к одному Великобритании и Испании относительно Гибралтара, пограничные конфликты между Грецией и Турцией.
Членство в НАТО и ЕС предоставило бы Украине статус, который соответствует национальным интересам Украины в части налаживания равноправных отношений с Российской Федерацией с использованием модели, уже апробированной странами Новой Европы.
Со своей стороны, Россия, избавившись от извечного «искушения Украиной» и осознав на уровне политического руководства, а также ментальности граждан окончательную отдельность бывшей провинции, а следовательно невозможность восстановления империи, вынуждена будет пересмотреть и ошибочное для национальных интересов позиционирование в качестве антагониста Запада. Союзническая поддержка им уникальной миссии Украины, в конце концов, способна создать предпосылки для преодоления опасной конфронтации с Российской Федерацией и формирования зоны безопасности и стабильности от Ванкувера до Владивостока.
Выпуск газеты №:
№110-111, (2016)Section
День Планеты