Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Спасение утопающего

За реформирование СНГ взялась «группа мудрецов»
21 февраля, 19:50

СНГ начали спасать. В штаб-квартире Содружества независимых государств состоялось первое заседание «группы мудрецов», которая собирается разработать мероприятия для реформирования постсоветского объединения.

С идеей создания такого органа выступил в прошлом году российский президент Владимир Путин во время саммита СНГ в Казани. Аргументация была довольно простой: мол, ОБСЕ имеет свое аналогичное собрание, ООН — «группу друзей», почему бы не создать подобную институцию при Содружестве? Как стало известно «Дню», Украину в новообразованной группе будет представлять советник Президента Владимир Горбулин. Правда, в учредительном заседании «мудрецов» он не участвовал. Наблюдать за этим действием, происходившим в понедельник, пришлось постоянному представителю Украины при СНГ.

Из официальных источников известно, что в «группу мудрецов» вошли два представителя России: нынешний председатель Исполкома СНГ Владимир Рушайло и бывший — Юрий Яров. Кроме того, от Беларуси — бывший глава администрации президента Урал Латилов, от Армении — заместитель генерального секретаря МПА СНГ Феликс Гущян, от Казахстана — ректор Казахстанского национального педагогического университета, академик Токмухамед Садиков, от Киргизстана — советник посольства Киргизстана в Беларуси Бубуйра Абдижапарова, от Молдовы — посол Молдовы в Беларуси Иван Филимон, от Таджикистана — министр иностранных дел Талбак Назаров, от Узбекистана — постпред при ЕврАзЕС Останакул Мирзаев.

Открывая заседание, Владимир Рушайло заявил, что «группа мудрецов» будет готова внести концептуальные предложения главам государств СНГ до очередного саммита, который состоится осенью. В свою очередь Юрий Яров высказал мнение, что главной задачей новообразованного органа является реформирование СНГ, выбор целей для наиболее эффективного развития Содружества. «Нам важно правильно сформулировать на современном этапе главные точки приложения усилий 12 государств, выбрать направления, важные для всех, и на них сосредоточиться», — подчеркнул Яров.

Как отнеслась к этой идее Украина? Компетентный украинский дипломат сообщил «Дню», что со стороны Киева «не было возражений» относительно создания новой институции, поскольку «необходимость реформирования СНГ является очевидной». «Хотя, откровенно говоря, мы не возлагаем больших надежд на «группу мудрецов», — информировал «День» источник.

Представители внешнеполитического ведомства после оранжевой революции неоднократно высказывали позицию относительно нецелесообразности участия Украины в СНГ. Впоследствии подобные заявления перестали звучать, Президент Виктор Ющенко даже участвовал в саммите Содружества в Казани. Особенно острые разногласия Украины в рамках СНГ были вызваны работой Миссии наблюдателей постсоветского объединения. Киев отказался отправлять туда своих представителей, считая ее работу необъективной. С этим было, в частности, связано то, что украинское правительство не пригласило представителей Миссии СНГ на нынешние парламентские выборы. В МИД отмечают, что эта Миссия в соответствии с отечественным законодательством может прибыть и без правительственного приглашения, поскольку аккредитацией наблюдателей непосредственно занимается Центризбирком.

Зачем прилагать усилия для реформирования СНГ, если Украина настроена довольно критически к работе этой организации? Этот вопрос становится еще более актуальным ввиду того, что украинские дипломаты не очень верят в возможность каких-либо кардинальных изменений. Однако в Киеве отмечают, что относятся к участию в СНГ прагматически. На сегодняшний день в рамках Содружества наработано немало документов, от которых было бы нежелательно отказываться. По большей части они касаются экономического сотрудничества. Например, относительно функционирования зоны свободной торговли между государствами СНГ составлено почти сорок различных документов, многие из которых уже вступили в силу. Обдумано ли было бы отказаться от них и начать все сначала? Тем более, что российская сторона не хотела бы выделять в отдельное направление сотрудничества экономическую составляющую. Москва заинтересована в одновременной интеграции государств в гуманитарном направлении и, особенно, в направлении безопасности, что не совпадает с интересами Украины. Собственно, для «заманивания» Украины в альтернативные интеграционные объединения Кремль прилагал раньше немало усилий. Можно вспомнить о ЕврАзЕС, особенно интенсивными шаги Москвы остаются на «ЕЭПовском» направлении.

Украина снова избрала путь маневрирования, участвуя только в тех проектах СНГ, которые соответствуют ее интересам. И упрекнуть Киев в таком подходе вряд ли можно. Например, ее взносы в единый бюджет Содружества составляют от 10 до 14% от общей суммы. Больше Украины выплачивает только Россия, играя первую скрипку в объединении, которое давно перестало на что-то влиять и очень часто используется Москвой, в первую очередь в собственных интересах.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать